14 января в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошла встреча с московской писательницей, журналистом, педагогом, переводчиком Ириной Лукьяновой, посвященная современной детской и подростковой литературе.
Директор Централизованной библиотечной системы Светлана Юрьевна Ахметдинова представила гостью, отметив, что Ирина Владимировна ведет колонку в «Собеседнике», сотрудничает с журналами «Фома» и «Город женщин», сайтом «Православие и мир», много пишет о воспитании детей. А еще Ирина Лукьянова входит в состав жюри нескольких литературных конкурсов. Эта деталь оказалась очень важной, поскольку позже разговор шел о важности такого рода состязаний, в том числе – для выявления тенденций литературного процесса.
В Ярославле Ирина Владимировна выступает в рамках научно-просветительского проекта «Русский логос» Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Научный руководитель проекта, доктор филологических наук, профессор Лариса Владимировна Ухова, открывая встречу, пожелала всем ее участникам продуктивного диалога – так и вышло.
Ирина Лукьянова с самого начала сделала акцент на недостатке информации:
— Внутри процесса видишь, как много талантливых авторов. Но почему о них ничего не пишет пресса? Где широкой публике, потенциальным читателям узнавать о новых именах? Специализированных-то СМИ и книжных изданий практически не осталось!
Столь же неочевиден и ответ на вопрос, читают ли наши дети. Оказывается, читают, и даже не только по программе. Просто, как говорит И. Лукьянова, не совсем то, что хотелось бы взрослым. Но чтобы порекомендовать ребенку хорошую книгу, надо самому разбираться в этой литературе!.. А где взять информацию? Замкнутый круг какой-то.
Московская гостья попробовала его разомкнуть. И как всегда, на помощь пришел интернет, который, при правильном использовании, может помочь при любом информационном тупике.
— Прежде всего, можно обратиться к блогам. Сейчас в сети очень много грамотных людей, которые рекомендуют действительно качественную литературу. Более того, на некоторых конкурсах за такую просветительскую работу стали вручать награды, так что советам таких блогеров, как Дарья Доцук, Андрей Жвалевский, Ольга Лишина, можно доверять.
Полезный ресурс – «PROчитай», где читающий школьник найдет для себя много интересного. Можно обратиться на «Библиогид», «Хочу читать», «Папмамбук» и другие, посмотреть, что пишут на литературных страницах в различных социальных сетях.
Ирина Владимировна обратила внимание библиотекарей, педагогов и школьников, присутствовавших на встрече, что на многих сайтах к чтению рекомендуют книги не взрослые, а дети – ровесники тех, кто пришел за советом. Кроме того, в интернете можно поискать произведения по неочевидным критериям, например, не просто приключения, а книги, где действие происходит, например, в горах или на необитаемом острове.
— Очень хорошее издание делает московская библиотека имени Гайдара – они ежегодно выпускают что-то вроде справочника «100 лучших книг». И еще отмечу сайт «Переплет» — там публикуют записи интервью с различными писателями.
Есть много полезного и на ютьюбе, где некоторые авторы ведут свои каналы, выкладывают методические рекомендации, советы начинающим писателям. Такие видеоуроки могут пригодиться, если кто-то захочет из категории читателей перейти в писатели. Сделать это проще, чем кажется: в наше время работает немало конкурсов, куда можно выслать свои работы. Например, «Волшебное слово», «Класс», «Лицей», «КнигуРу», в жюри которого Ирина Лукьянова работает не первый год.
— Польза этих конкурсов еще и в том, что жюри, в которое входят профессионалы, составляет два списка – шорт- и лонг-лист. Любая книга из них достойна того, чтобы ее прочитали. Это – тоже источник информации о современной детской литературе.
А еще за такими списками пристально следят издательства: если книга попала в шорт или лонг-лист, значит, есть смысл ее издать, не тратя время на фильтр присылаемых рукописей, ведь конкурсное жюри уже проделало эту работу, выбрав из потока лучшее.
Ирина Лукьянова сделала обзор конкурсов, работающих в наши дни, отметив, что их многочисленность – большой плюс: у каждого, как уже говорилось, свое жюри, свой взгляд на литературу. А значит, у автора больше шансов пробиться к читателю.
— К сожалению, издаются книги сейчас очень малыми тиражами, недостаточными даже для Москвы, не говоря уже о всей стране.
Но некоторые конкурсы взяли за правило публиковать в свободном доступе на сайтах полноразмерные тексты книг – так что желающие могут познакомиться с лучшими образцами произведений современных авторов для детей, например, на сайте «КнигуРу».
— И, кстати, это скорее помогает продажам, нежели вредит, как ни странно.
А делается это для того, чтобы юные читатели могли прочесть и оценить книгу: ведь именно их мнение ставится во главу угла. На сайте, к слову, можно поспорить с автором, задать ему вопросы, обсудить прочитанное с другими участниками форума.
Ирине Владимировне задали вопрос: о чем же пишут современные писатели? Какие книги присылают на конкурс? Оказалось, очень разные. Отыскать во всем этом потоке жемчужное зерно очень непросто. Кто-то пытается попасть в формат или «хайпануть» на какой-то острой теме, кто-то слишком увлекается спецификой жанра, кто-то уходит в подражание, сам того не желая. Попадается и откровенный плагиат.
— Когда я читаю конкурсные работы, у меня под рукой всегда есть пушкинские «Повести Белкина». Они как зерна кофе для парфюмера – очищают забившиеся рецепторы, возвращают ощущение качества литературы, чистоту языка. Потому что иногда шедевром кажется просто грамотно написанный текст – на фоне того, что приходится читать.
Ирина Лукьянова представила участникам встречи несколько новых книжных серий от различных изданий, например, «Встречное движение» («Самокат»), «Пестрый квадрат» и «Город мастеров» («Эгмонт Россия»), «История всех вещей» («Росмэн»). В последней серии скоро выйдет «Книга нашего детства», в которой Ирина Лукьянова рассказывает об играх и увлечениях детей своего поколения.
Гостья ответила на многие вопросы участников этого своеобразного круглого стола, отметив, что детская литература полезна и для взрослых- в ней сохраняется система координат: зло есть зло, а добро – добро. И последнее всегда побеждает.
Рассказала о своей книге в серии ЖЗЛ о Корнее Чуковском: «Чем бы я ни занималась в жизни, везде на пути появляется Корней Иванович! Мне он близок чисто по-человечески, я у него многому научилась». Обсудила со специалистами проблему школьных программ по литературе, подчеркнув, что всё-таки разнообразие подходов к ее изучению – скорее, благо.
А в завершение встречи Светлана Юрьевна по традиции подарила гостье несколько книг, изданных в Ярославле, в том числе – и предназначенную для детей повесть Герберта Кемоклидзе.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.