8 апреля 2014 года, в 18 часов, в библиотеке имени Лермонтова состоится Литературно-театральный вечер «Виктор Розов: пространство доброты«. Вечер ведёт режиссёр Сергей Викторович Розов (Москва)
«В поисках радости» – так называется одна из самых известных пьес Виктора Розова, замечательного драматурга, нашего земляка, который в своих воспоминаниях, в одной из начальных глав, пишет так: «Я счастливый человек. Я родился в воскресенье, в престольный праздник города Ярославля – Толгин день. <…> Ярославцы с утра уезжали в Толжский монастырь – молиться и на пикники. Мама в этот раз не могла поехать из-за меня – я рождался. Мне повезло уже с самого начала – родиться в праздник». Это событие произошло в августе 1913 года. А Виктору Розову везло и дальше. До трёх лет умирал каждый день – и не умер. Позднее, на фронте, в бою прошёл буквально через ад – и не был убит. В госпитале долго лежал в палате смертников – и всё же остался жив. И много, много всего другого было в его долгой, непростой и всё же счастливой жизни. Судьба дала ему ровно столько, чтобы возникло неповторимое явление – драматургия Виктора Розова.
Его пьесы погружают зрителя или читателя в плотную атмосферу человеческой жизни – с подробностями быта и взаимоотношений, с абсолютной правдой и естественностью каждой реплики, любого диалога. И в то же время в этих пьесах присутствует необъяснимая лёгкость, воздушность – то ли от присущего автору органичного юмора, то ли от его безошибочной художественной интуиции, то ли… Да просто – от таланта! И всё это вместе взятое даёт розовским пьесам – даже самым драматичным – тот внутренний свет, то особое состояние, которое можно назвать «в поисках радости».
Драматургия Виктора Розова создаёт в нашем искусстве и жизни некое пространство доброты. Доброты истинной, далёкой от благостной успокоенности. В основе её – высокое и чистое переживание. Из тех переживаний, что описал Виктор Сергеевич в своих воспоминаниях. Во время войны, тяжело раненый, в госпитальной палате смертников, он «слушал чужой бред, чужое хрипение, зубовный скрежет». И вот принесли туда мальчика, совсем ребёнка, лет двенадцати, который «всё пел, день и ночь, двое или трое суток. Пел песни одну за другой. Нежно, бархатисто, чисто. Голосок прекрасный, и слух безукоризненный. Пел в бреду. Так и умер, не приходя в сознание. Песенка оборвалась, и что-то растаяло в воздухе». Тут автор спохватывается, что он хотел написать о радостном.В И добавляет: «Впрочем, и этот мальчик – радость. Я слышал его святой голос». Доброта Виктора Розова, которая воплотилась и в его пьесах, вот на этом основана: помня зубовный скрежет, нести в душе святой голос…
Во всех пьесах Виктора Розова среди множества действующих лиц обязательно есть молодые, и даже совсем юные, люди. Собственно, они-то чаще всего и являются главными героями его произведений. И ясно, что драматург их по-настоящему любит. Однако, я не думаю, что Виктор Розов – писатель для юношества. Он писатель для всех. А юность – это верный камертон, по которому можно судить – истинна или ложна та жизнь, которой мы живём и в которую вступают молодые. Недаром в пьесе Розова «Традиционный сбор» сорокалетние люди, бывшие одноклассники, выставляют оценки своей прожитой жизни, собравшись в школе – как бы на фоне своей и чужой юности. И недаром в театральный и литературный обиход вошло выражение «розовские мальчики»: с их ломким голосом, беззащитным сердцем и полным неприятием фальши.
Юность – это камертон не только безошибочный, но и безжалостный. И если общество больно, то камертон этот звучит с рвущей сердце тревогой. Так воспринимается, например, драма Розова «Кабанчик», написанная в 1985 году. Восемнадцатилетний герой этой пьесы – на краю, на гибельной черте, потому что не может вынести открывшейся ему бездны обмана и зла. Доброта Розова здесь сурова. И в финале он, автор, не даёт зрителю и читателю никаких таблеток от душевной боли. Слишком всё серьёзно – не до таблеток…
Но вернёмся к пьесе «В поисках радости». В этом давнем произведении Розова есть запомнившаяся многим сцена. Пятнадцатилетний Олег рубит отцовской саблей заполонившую дом мебель, потому что из-за этих полированных деревяшек жена брата, красивая мещаночка, погубила его рыб. Эта сцена сейчас воспринимается с улыбкой: ну и наивное же было время! Боролись с «вещизмом»… Посмотрели бы они сейчас на наше общество потребления! Но вспомним: в ту секунду, когда Леночка бросает в окно аквариум с рыбами, Олег в отчаянии кричит: «Они живые!». Прошло время. Изменилось отношение к вещам. Вообще очень многое изменилось. И уже не мебель, а совсем другие проявления реальности жестоко, бесчеловечно корёжат юные – и не только юные – души. И так важно, чтобы в сердце каждого порядочного человека продолжал жить этот розовский мальчик, способный крикнуть: «Они живые!» И заступиться, и помочь…
Виктор Сергеевич Розов прожил очень достойную и действительно счастливую жизнь. Его раннее детство, до пяти лет, прошло в Ярославле. Потом были Ветлуга и Кострома. А в зрелые годы – Москва. Он ушёл из жизни в 2004 году, в возрасте 91 года, оставив нам в наследство более двадцати пьес и добрый, негаснущий свет своей неповторимой личности.
8 апреля в нашей библиотеке пройдёт вечер, посвящённый Виктору Розову. Его проведёт наш гость из Москвы – сын писателя, известный режиссёр и театральный педагог Сергей Викторович Розов.
Сергей Викторович, как и его отец, прочно связан с Ярославлем. Он был первым главным режиссёром нашего ТЮЗа. Причём, открылся Ярославский театр юного зрителя 30 лет назад спектаклем по знаменитой пьесе Виктора Розова «Вечно живые» – в постановке Сергея Розова. Сергей Викторович преподавал в Ярославском театральном институте, с которым не порывает связи и сейчас. В Москве он в течение многих лет ставил спектакли в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ). Сейчас Сергей Викторович является руководителем направления «Художественное творчество» в Московском «Дворце пионеров» на Воробьёвых горах, а также доцентом Московского государственного университета культуры и искусств. А ещё Сергей Викторович – очень интересный собеседник, так что мы с нетерпением ждём встречи с ним.
Рассказу Сергея Розова об отце особые, музыкальные, краски придаст участие в нашем вечере певицы Елены Молоковской.
Гостями библиотеки будут также и студенты Ярославского театрального института (курс Сергея Филипповича Куценко). Они сыграют отрывок из пьесы Виктора Розова. Как вы думаете, что это будет за пьеса? Ну, конечно же, «В поисках радости»!
До встречи!
Ирина Шихваргер,
организатор вечера
Ждем Вас 8 апреля, в 18 часов в библиотеке имени Лермонтова по адресу:
пр-т Толбухина, д.11, тел. 21-36-05.