2 июля, в 11.00, в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) прошла творческая встреча с гостями Всероссийского Некрасовского праздника поэзии, что уже в 50-й раз проходит в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н. А. Некрасова «Карабиха».
Приветствуя известных литераторов – членов Союза писателей России из разных городов, Светлана Юрьевна Ахметдинова коротко рассказала о работе Централизованной библиотечной системы города Ярославля, упомянула, что в ЦБС есть несколько библиотек, носящих имена классиков – Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова, Трефолева, Бальмонта, Маяковского, Марии Петровых. Юношеская библиотека, преемница первой народной читальни, с честью носит имя Николая Алексеевича Некрасова.
— Каждый филиал не только с честью носит имя, но и ведет большую исследовательскую работу, организует конференции, семинары, чтения. Так, наша Центральная библиотека имени Михаила Юрьевича Лермонтова вот уже 17 лет проводит Лермонтовские чтения, приобретшие международный статус. Библиотеки также возвращают из забвения имена поэтов и писателей.
На это Николай Фёдорович Иванов, сопредседатель правления Союза писателей России, автор более двадцати книг прозы и драматургии, лауреат литературных премий им. Н. Островского, М. Булгакова, «Сталинград», ФСБ России, большой литературной премии СПР, заметил:
— Есть такая шутка: писателей особенно любят две категории: музейщики – чаще всего, когда те покинули этот мир, и библиотекари – пока писатели живы. Вчера, 1 июля, у нас был день общения с музейщиками. Сегодня мы отдаем дань библиотекам. И отдаем с удовольствием!
Николай Федорович рассказал работе писательской организации, отделения которой есть во всех регионах России, о предстоящих съезде и выборах главы организации – нынешний председатель, Валерий Ганичев, собирается сложить полномочия, об участии литераторов в современных событиях.
— Мы выезжали в Крым на референдум, решив увидеть все своими глазами; были и в Сирии. Нам об этом рассказывать, мы должны быть причастны! Кстати, в Сирии обратил внимание, что военные много читают – интернет там есть не везде, как и телевидение, так что книга стала настоящим спасением. И, конечно, мы были на Донбассе. Более того, выпущены уже 5 сборников поэзии Новороссии. Там наблюдается просто невероятный всплеск поэтического слова, но пишут и прозу, и драматургию. Эти книги будут «стрелять» спустя годы и десятилетия.
Упомянут многострадальный и героический край был не случайно: на встрече присутствовал Владимир Афанасьевич Казмин, председатель Луганской писательской организации им. В. И. Даля Союза писателей России, Лауреат Международного фестиваля «Солдаты России», Лауреат Международной литературной премии им. Юрия Долгорукого, Национальной премии «Щит и меч Отечества» ВПК России и ряда других премий. Владимир Афанасьевич, говоря о Донбассе, особенно отметил объединяющее начало русской культуры, вообще – понятия «русский».
— Наша организация носит имя Владимира Ивановича Даля. Он создал великую книгу – Толковый словарь живого великорусского языка. Он писал, что на каком языке человек думает – такой он и нации. А ведь сам Даль был полунемец, полудатчанин. И вместе с тем – разве можно найти более русского человека?
Этой же теме было посвящено и стихотворение, прочитанное Владимиром Казминым, «Мы русские».
Мы – русские! Нам большего не надо.
Чужого нам не надо, но свое
Не отдадим! Для русского награда –
Когда Господня Вера в нем живет.
О русском народе, России, их бедах и невзгодах много писал и Некрасов. Его называли «печальник народный».
— Николай Алексеевич – боль и совесть России, — отметил Н. Иванов. – И нельзя не сказать, что он был очень смелым человеком: именно Некрасов прервал полувековое молчание о декабристах.
Переосмысление событий прошлого, а особенно — настоящего как в контексте всей истории, так и в контексте только нашей эпохи стало еще одной темой, затронутой на этом своеобразном круглом столе.
Об этом говорил Василий Владимирович Дворцов, секретарь и член Правления СПР, куратор Совета молодых литераторов СПР, президент международного фестиваля-конкурса поэзии и переводов «Берега дружбы», президент Всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова», руководитель всероссийского Некрасовского семинара молодых литераторов, лауреат всероссийских и международных премий И. Гончарова, И. Бунина, Н. Гумилёва, В. Нарбута, Александра Невского, «Имперская культура».
Отметив, что в Союзе писателей зафиксирован огромный опыт писательства, накопленный веками, он также сделал акцент на литературной среде.
— Ни один писатель не может существовать, не может состояться вне литературной среды. Мы работаем, пишем, и пессимизма, замечу, нет. Писать есть о чем! Более того, продолжая мысль Николая Федоровича о том, что писатель должен увидеть то, о чем пишет, своими глазами, скажу: это еще не все. Как мы напишем, так и было!
Василий Владимирович затронул очень тонкую тему – тему отличия русской литературы от других литератур, и ее главной черты: правдивости. В дальнейшем разговоре он скажет: «Наша литература была изначально церковной. Заповеди оставили свой след и на текстах светских тоже. Особенно девятая – не лжесвидетельствуй!».
Видимо, отсюда – и особая глубина, духовность именно русской литературы.
— К сожалению, сейчас есть не только русская литература – то есть, литература, в которой видна жизнь души, сердца, литература, которая помогает созиданию, просветлению, которая говорит о пути к Богу, которая ведет разговор с Ним. Есть, увы, и литература на русском языке, которая чаще всего – пустота, — считает Светлана Макарова-Гриценко, секретарь СПР, председатель Краснодарского отделения СПР, главный редактор «Краснодарского писателя», заслуженный деятель искусств Кубани, лауреат всероссийских и международных премий им. Александра Невского, В. Нарбута, М. Алексеева, А. Знаменского. – А ведь Бунин говорил, что все процессы начинаются и заканчиваются именно в литературе.
Действительно, писатель облечен миссией, которую Андрей Тимофеев, член СПР, председатель Совета молодых литераторов СПР, лауреат международной премий И. Гончарова, всероссийской литературной премии «Справедливая Россия» обозначил как освоение современности. По мнению Андрея Николаевича, понимание задач писателя и разделяет сейчас писательскую среду.
— Одни считают, что надо передавать современность в этаком рваном стиле, в духе записей в соцсетях, без больших форм, не в русле традиций. У Пелевина, например, это очень хорошо получается. Но ведь пройдет время и эта рябь, флер, наносное уйдут, как ушли ямщики. Кареты и облучки 19-го века. Нот той литературы нам осталось настоящее, вневременное осмысление сути и чувств, взаимоотношений людей. А что останется от некоторых современных авторов?
Андрей Тимофеев также заметил, как важно писателю уметь выразить правду каждого своего героя, беспристрастно отразить события – как у Пушкина в «Капитанской дочке».
— Со времен Пугачева до момента создания повести прошло около 60 лет. Примерно столько же отделяет наше время от эпохи Сталина. Но есть ли у нас что-то подобное «Капитанской дочке» по художественной мере описания тех событий? Где у каждого – своя правда?
И снова вспомнили Некрасова, который правды не боялся, который был и остается мерилом совести. Светлана Макарова-Гриценко и вовсе считает, что любовь к Николаю Алексеевичу – своего рода маркер «нашего» человека.
А еще одной темой стал, конечно, Лермонтов. Светлана Юрьевна Ахметдинова рассказала, как на первых лермонтовских чтениях было открыто имя Олега Пантелеймоновича Попова, спасшего в годы войны Домик поэта в Пятигорске. Светлана Макарова-Гриценко, гостья из Ставрополья, отметила удивительное совпадение: в Ярославской области есть усадьба Некрасова, а встреча – вот эта, сегодняшняя – проходит в библиотеке имени Лермонтова.
— У нас в Пятигорске есть Домик Лермонтова. Встречи же нашего объединения, которому исполняется 70 лет, проходят в библиотеке… д-да, имени Некрасова!
А вот Василий Дворцов вспомнил, как в 90-е годы на Чеченской войне он встретил сержанта милиции, который поехал на Кавказ потому, что очень любил Лермонтова – как вся его семья – и хотел побывать там, где воевал поэт.
— 22-летний мальчик! И он мне целый час читал стихи Михаила Юрьевича…
Николай Лалакин, руководитель Владимирской региональной писательской организации, заметил, что любого гения можно понять, только побывав там, где он жил и творил, — Лермонтова в Пятигорске, Некрасова – в Карабихе.
— Для меня Пушкин открылся по-новому, когда я приехал в Болдино, чтобы поклониться этому месту. И Карабиха — особое место, где Некрасова чувствуешь гораздо глубже.
— Да, притяжение Карабихи – непреодолимо, — согласился с ним Александр Тарасов, руководитель Всероссийского Некрасовского комитета СПР. Александр Дмитриевич рассказал о работе своего подразделения, которая не ограничивается только одной темой.
— Мы занимаемся сохранением памяти и времен Великой Отечественной – в частности, о сожженных фашистами жителях сел и деревень. Все знают Хатынь. Но таких сел было множество. Мы привлекаем молодежь – и она к нам идет. Ведь литература в наши дни порой оказывается впереди исторической науки. И нам, писателям, есть что сказать.
Кстати, о молодежи. Василий Дворцов заметил, что молодые пишут, и это – большая радость.
— Штучный товар! Не серия, не проект. Литература.
Николай Иванов на это сказал, что да, пишущая молодежь есть. И с ней работают – уже над уровнем мастерства. Что писать, как писать? Для кого?
Член СПР, поэт Александр Пасхин из города Гусь-Хрустальный отметил, что при этом молодежи надо объяснять, что такое хорошая литература, и в этом самая главная роль – у библиотек.
Николай Федорович с ним согласился.
— Хорошая фраза «Время читать!». Но… А что читать? Это ведь тоже очень важно.
И действительно, сейчас издать может кто угодно что угодно – были бы деньги. А как понять, читать ли это или нет? Даст ли эта книга что-нибудь?
Многие гости встречи – в том числе, ярославские писатели и поэты, члены ярославского отделения Союза писателей России, которое возглавляет Евгений Гусев, – рассуждали о том, как трудно сейчас пробиться автору в издательство, как непросто найти книге своего читателя,делились с коллегами размышлениями и опытом.
Егор Радостин, поэт из Ярославля, вновь вернулся к теме осмысления современности, заметив, что когда настоящее осмысливается, оно становится творческим наследием. О судьбе бумажной книги тоже шла речь.
И, конечно, звучали стихи – своим творчеством поделились Тамара Пирогова, Егор Радостин, Николай Гончаров, Лариса Желенис, Евгений Кузнецов, Вячеслав Ковальков, а выставке «От первого лица», сделанной сотрудниками читального зала Лермонтовки, можно было найти книги и публикации гостей встречи.
И красной нитью и в поэтических минутах, и во время выступлений шло имя Николая Алексеевича Некрасова. Оно вроде бы и не было центральным в разговоре, но к нему обращались, обсуждая даже самые современные темы. Неожиданным оказалось выступление Иды Добарджич: она прочла стихотворение поэта «Я не люблю иронии твоей» в собственном переводе на английский. Одна из зрительниц вспомнила и Николая Николаевича Пайкова – известного ярославского исследователя творчества Некрасова. Было упомянуто имя ярославского композитора Сергея Коппеля – он написал немало романсов на стихи Николая Алексеевича.
Подводя итог встречи, Николай Иванов поблагодарил коллег и библиотеки за неуспокоенность, неравнодушие, заметив, что жаловаться на жизнь – непродуктивно.
— Пока жалуемся на свое время – оно пройдет мимо. И мы все пропустим! А на это писатель не имеет права.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.