«Больше чем любовь»: творческий вечер Ларисы Лисицыной

22 марта в 17.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова состоялся творческий вечер московской поэтессы Ларисы Лисицыной «Больше чем любовь».

Поприветствовав собравшихся, директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова представила гостью из Москвы, заметив, что она в нашем городе не впервые.

— Да, и я очень люблю Ярославль. Он меня удивляет и вдохновляет, я с наслаждением хожу по его площадям и бульварам, бываю в его музеях, в библиотеках и театрах. На своих творческих встречах в Москве обязательно читаю стихи, посвященные Ярославлю. Молодежь иногда даже просит – прочтите что-нибудь о Ярославле! Я соглашаюсь, но говорю: а вы обязательно побывайте в этом удивительном городе, где даже осень – княжна-красавица в роскошном наряде.

Осень шла по Ярославлю
Моложавою княжной
В шляпе с золотой вуалью
И накидке расписной.

Эти строки написаны в Ярославле в 2007 году, в один из приездов в наш город Ларисы Васильевны. Здесь когда-то состоялась встреча с сотрудницей библиотеки-филиала № 15 Людмилой Анкидиновной Кухарчик, ставшей для поэтессы другом и единомышленницей.

— Ее безвременный уход меня поразил в самое сердце. Я потеряла часть самой себя. Такая потеря откликнулась во мне стихами – памяти Людмилы Кухарчик. Сколько Людмила Анкидиновна сделала, чтобы добиться присвоения филиалу имени замечательной поэтессы, уроженки Ярославля Марии Петровых! И то, что библиотека носит это имя – своего рода памятник Людмиле Кухарчик.

Кстати о Марии Петровых. На встречу с ярославской публикой Лариса Васильевна приехала не одна, а с подругой Мариной Грандицкой, чье имя очень тесно связано с именем нашей землячки-поэтессы. Отец Марины Петровны – Петр Грандицкий – был первым мужем Марии Петровых, пронес дружбу с ней через всю жизнь, завещав это чувство своей дочери.

У Марины Петровны есть авторская программа памяти Марии Петровых, и 24 марта она покажет свою творческую разработку в Ярославле, в Центральной библиотеке.

А на вечере поэзии Марина Грандицкая представила публике свою подругу – Ларису Лисицыну, особо отметив, каким тонким лирическим даром та обладает, как прекрасно читает свои стихи.  И в этом участники встречи могли вскоре убедиться сами.

— Должна сказать, что с Мариной Петровной мы дружим очень и очень давно —  с ранней юности. Я была знакома и с ее отцом — Петром Грандицким, ученым, преподавателем  Тимирязевки. Помню, как случайно узнала, что он пишет стихи. Удивление, восторг, открытие! И, конечно, я не могла не откликнуться своими поэтическими строками:

Вы стали ученым, остались поэтом,
Поэтом родной Ярославской земли…

О любви Марии Петровых и Петра Грандицкого Лариса Васильевна тоже писала – конечно, в стихах – «Глаза открыла красота». Это одно из многих стихотворений, в которых отразились факты и события жизни Л. Лисицыной.

Именно поэтому, видимо, о себе Лариса Васильевна говорила немного: она считает, что о поэте – любом! – лучше всего расскажут его стихи. И верно: весь вечер перед зрителями звучала своего рода исповедь женщины, которая пишет стихи, звучало своего рода продолжение высоцковского «Я не люблю»; вернее, в случае с Ларисой Васильевной – «Я люблю». И среди того, что она любит, что ей дорого, есть имя и самого Владимира Высоцкого.

— Когда умер Владимир Семенович, в театре на Таганке была акция: там собрались стихотворцы, откликнувшиеся на смерть Поэта. Среди них была и я…

Вообще, в ее творчестве много интуитивного, много наития и ощущения, предчувствия, если хотите. Она живет и пишет, пребывая в той чудесной стране Поэзии, где до нее бывало много известных людей, оставивших там часть себя, своего таланта, которая рассеялась в общем энергетическом пространстве. И теперь новый поэт, попадая в эту страну, в это культурное поле, словно впитывает в себя крупицы дара иных мастеров слова, становясь наследником всех тех поэтов, чьи руки тянулись к перу, перо – к бумаге.

У Ларисы Васильевны это проявляется по-разному: иногда – в настроении, иногда – в образе или слове, иногда – в сравнении или  направлении мысли.

Она видит красоту в самом простом – например, в обычном одуванчике.

Одуванчик ярко-желтый
Среди майских трав цветет.
То ли крохотный подсолнух?
То ли солнца огонек?

И сразу вспоминается Ахматова с ее сокровенным:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Вот прошумел ветер – и она ощущает себя: «Я ветер». А мы, слушатели, улавливаем в этом признании бальмонтовское «Я вольный ветер, я вечно вею…».

Пролистайте любой ее сборник – в том числе и тот, что она привезла на встречу («Не исчезает Любовь»), — и вы увидите что-то есенинское и что-то тютчевское, что-то пушкинское и что-то лермонтовское. Мотивы поэзии Михаила Юрьевича особенно чувствуются в философской и духовной лирике. Например, когда поэтесса призывает: «Почувствуй высший разум во Вселенной» или размышляет о призвании поэта, о том, о чем он пишет, приходя к выводу:

Где дух высок, там мерзости нет места.
Но слово может ли достичь ту высоту?
Нам далеко еще до совершенства…

В стихах Ларисы Лисицыной масса отсылок к образам и мотивам русской поэзии разных времен. И особенно это чувствуется в любимой ее теме — теме природы. О ней Лариса Лисицына пишет очень много.

— Я всегда говорю, выступая перед молодежью: защита природы начинается с любви к ней. Это же можно сказать и о любви к животным – удивительным созданиям природы, способным на самые высокие, не побоюсь этого слова, чувства. Иногда задаешься вопросом: «Умеют ли люди любить, так преданно, как собаки?». Это – строчка из моего стихотворения, которое я хочу вам прочитать.

Тот удивительный мир, что нас окружает, наполняет поэтессу вдохновением всегда.

Видит Лариса Лисицына поле ржи и поле пшеницы: за городом много еще «чудес за туманами кроется» — и рождается поэтическая зарисовка об этом.

Участникам встречи предстояло узнать, как видит и чувствует весну и лето, осень и зиму поэтесса. Конечно, больше всего она читала стихов о весне: на дворе именно этот сезон! А весна – это пробуждение природы, это Международный женский день! И Лариса Васильевна с разрешения и полного одобрения публики прочла и свои строки, посвященные Женщинам, Прекрасным Дамам, подобным блоковской Незнакомке…

Для женщин нет границ и наций,
Есть только вера и любовь!

Хочется отметить еще вот что. Многие фразы Ларисы Лисицыной, оброненные то тут, то там среди поэтических строк, — настоящие афоризмы, которые сразу ложатся на память и на язык.

Вот, например:

Ты думай обо мне, когда вдали, в отъезде
По разным городам и улицам идем…

Или

Не бывает в любви опозданий…

Пишет ли она о дружбе, героизме, о Победе (эту тему Л. Лисицына тоже особенно выделяет и включает в большинство своих выступлений) или размышляет о высоком, мы видим и здесь ту же оформленную мысль, ту же афористичность, когда, что называется, ни убавить, ни прибавить.

Благослови лучом рассветным
Победный в сорок пятом май!

Или:

Земля прекрасна, мир жесток.
И жизнь, и время – тайна.

Есть у нее и зарисовки в романтическом стиле – с описанием бальных залов, горящих свечей, длинных платьев и пылких взоров. Совершенный русский романс, совершенный 19-й век! Есть у нее и бытовые стихи, однако, наполненные очень глубокими чувствами. Сказано просто — но как раз усложнять и не надо.  Вот, скажем, «Друзьям-эмигрантам»:

Опадает листва. Дождь с утра моросит.
Уезжают друзья. Снова сердце щемит.

Пишет она и о вере, о духовности, о Боге. Этими мотивами пронизаны в том числе и ее «природные стихи». Ведь, по словам поэтессы, окружающий мир – это храм, данный нам для благоговения, а не для разрушения.

Всем миром на колени встанем:
Пред лесом, речкою, травинкою простой.
Вести неравный бой с природой перестанем,
Склонимся пред святою красотой.

Но о чем бы ни говорила в своих произведениях Лариса Лисицына, делает она это искренне и с открытым сердцем. И читает свои стихи также – от всей души.

А на такое не откликнуться невозможно – и участники  встречи еще долго говорили с поэтессой о ее творчестве, о том, откуда она берет темы, как получается так складывать слова, что они проникают в самое сердце.

На память о встрече Светлана Юрьевна Ахметдинова подарила гостьям книги «Театрал из Норского посада» — сборник документов о Г. Курочкине. Это не просто память о нашем городе, это отголосок прошлого, как свет далеких звезд, прошедший сквозь толщу времени. Напомним, что Норский посад для Марины Петровны Грандицкой место особое, связанное и с памятью отца, и с памятью Марии Петровых. И в четверг обе гостьи отправятся на экскурсию по Норскому, теперь уже не посаду, а микрорайону Ярославля. А в пятницу всех любителей поэзии и творчества Марии Петровых приглашают в Центральную библиотеку на вечер памяти «Родник живых и чистых звуков» с участием Марины Грандицкой.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.