16 января в библиотеке-филиале №12 имени А. П. Чехова прошло вертепное представление «Драма о царе Ироде» с участием семейного театра Ольги и Никиты Тимошиных «Посолонь».
Гости программы получили редкую возможность на время перенестись в библейские времена и увидеть своими глазами события, происходившие много веков назад примерно в эти дни.
Вертеп у театра «Посолонь» двухъярусный, в нижнем ярусе происходило действие с участием царя Ирода, стражников, звездочета, Рахили – а также смерти и дьявола. В верхней части обитали Иисус, его родители, ангел и волхвы. Миры эти строго не пересекаются, и только Пономарь, служитель церкви, посредник между миром людей и миром Божиим, может находиться и вверху и внизу.
Кстати, куклы делались руками артистов. Особых канонов тут нет, кроме образа девы Марии. Кукла этого персонажа должна быть, как говорится, «обретенной»: найденной, купленной готовой, подаренной. И, как правило, у Девы Марии нет лица.
Удивительно гармонично и, кстати, звучали и колесная лира – старинный инструмент, с которым часто ходили по Руси – северной и южной – народные сказители, и балалайка. И, конечно, прекрасные голоса артистов, не просто рассказывающих, но и певших стихотворный текст истории.
По окончании спектакля Никиту и Ольгу Тимошиных, артистов театра кукол и участников семейного театра «Посолонь», вопросами буквально засыпали. Студенты Ярославского колледжа культуры хотели знать, как делались куклы и сам вертеп, как называются музыкальные инструменты, использованные в спектакле. Ну и, конечно, молодежи не терпелось подержать всё это в руках.
На вопрос по поводу расхождений сюжета с библейской первоосновой Никита Тимошин сказал, что вертеп – театр народный, исходит из устной традиции, записывать тексты стали не так давно. Фантазия же у сказителей и мастеров вертепа была богатая. Отсюда – и новые персонажи, и необычные повороты сюжета, и разнообразие костюмов и декораций.