12 декабря в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошла презентация новинок издательства «Медиарост» при участии сотрудников и директора издательства Виталия Горошникова.
Открывая встречу, директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова отметила, что ежегодная презентация новых книг «Медиароста» стало доброй традицией.
— Издательство, основанное в 2008 году, занимает ведущие позиции в регионе по выпуску книг, издавая по 20-30 наименований ежегодно. Книги о России, ее ярких представителях, о родном крае становятся победителями всероссийских конкурсов.
И не только, собственно, с книгой, но и с секретами и тонкостями ее издания: специалисты издательства с удовольствием делятся своей профессиональной кухней.
В этот раз в презентации приняла участие старший литературный редактор издательства Анастасия Маслова, которая как раз и дополняла рассказ В. Горошникова о той или иной книге интересными деталями и подробностями.
Все книги, представленные перед участниками встречи, изданы в конце 2023-го и в 2024 году; а одна из них – художественный альбом «Русский импрессионизм. Костромские сезоны» – пришла из типографии буквально накануне презентации. Эта книга была представлена в составе блока изданий, посвященных искусству. Также в него вошли еще два альбома – работ Андрея Захарова в стиле импрессионизма и Майи Гусариной, творящей на стыке жанров – в ее полотнах можно видеть и фэнтези, и сюрреализм, и реализм.
— Возможно, эти книги – начало большого блока изданий, своего рода серии, рассказывающей о современных российских мастерах живописи. Именно живопись, а не актуальное искусство, – отметил В. Горошников. – Каждый том, конечно, будет самодостаточен, но в целом, надеюсь, получится многотомная энциклопедия.
Анастасия Маслова отметила, что в этой части ее работа была не такой объемной, как в других книгах – всё-таки, в альбомах текст – не главное.
— Но пришлось потрудиться, чтобы, так сказать, свести всё к единообразию, рассказать о каждом мастере не больше и не меньше других.
А вот где, по словам литературного редактора «Медиароста», ей пришлось потрудиться, так это в книгах, представленных в историческом блоке, «про большую историю», как выразился В. Горошников.
В нем были представлены биографии полководцев – как широко известных, например, Федора Апраксина, так и незаслуженно забытых, рассказы о которых вошли в книгу О. Филимонова «Полководцы выходят из тени».
— Первая книга – «Великий адмирал: очерки биографии графа Ф. М. Апраксина» Николая Комолова, воронежского историка, защитившего диссертацию по этой теме. Это научное, очень серьезное, выверенное издание с большим справочным аппаратом. И мне как редактору пришлось провести огромную работу по сверке, проверке, уточнению массы деталей, – рассказала Анастасия Маслова.
Например, в завещании Апраксина указан позолоченный стакан. А что это – посуда или часть ножен холодного оружия? Или попадаются в тексте названия Буерак и Мокрый Буерак. Речь идет об одном и том же месте? Или о разных населенных пунктах?
— Автор по окончании работ поблагодарил нас за занудность и дотошность: благодаря такому подходу книга получилась прекрасная! – подвела итог редактор.
Виталий Горошников добавил, что монография выросла из работы над пятитомником, посвященным роду Мусиных-Пушкиных.
— Удивительно, что до сих пор книг об Апраксине не было. Наше издание – это и история конкретного человека, и история эпохи Петра Первого, и история огромной отрасли кораблестроения, и история военной сферы.
Монография прекрасно иллюстрирована и отлично выполнена с точки зрения типографской работы; она уже отмечена несколькими профессиональными наградами, например, Золотым дипломом на Всероссийском конкурсе «Лучшая книга года», стала лауреатом одной из номинаций конкурса «Просвещение через книгу».
Вторая книга продолжает тему военной истории нашей страны и представляет читателю – прежде всего, юному – тех военачальников, о ком незаслуженно забыли потомки.
— Это и Скопин-Шуйский, и братья Тучковы, и Скобелев, и Батов, и Черняховский, и другие: от Куликова поля до Великой Отечественной войны, – отметил В. Горошников.
Несколько книг, примыкающих к историческим изданиям, но выделенных в краеведческий блок, были посвящены истории и культуре Ярославского края.
— Мы с этой темы начинали — проект «Библиотека Ярославской семьи», наверное, помнят все. И среди новых книг есть издания, продолжающие эту серию.
Это, прежде всего, «Архитектура Рыбинска», о которой Анастасия Маслова сказала, что текст был очень увлекательный, но трудно вписывающийся в стиль «БЯС». Однако, решено было дать авторам, которых от увлечения темой слегка заносило, продолжить в том же духе.
— Мы подумали, что надо развиваться, не стоять на месте. Единый стиль серии, конечно, хорошо, но свое лицо у конкретной книги – не хуже, – считает Виталий Горошников. – Эту идею будем развивать и далее, поскольку у нас есть мысли сделать серию книг «Подземная Ярославия». Также, возможно, появятся и издания о местной палеонтологии, геологии.
Краеведческая линия продолжена была представлением еще двух книг: репринтное издание «Волга: от истока до Каспия», изюминкой которого стала старинная карта главной артерии России от истока до дельты, занимающая в развернутом виде около двух метров, и «Ярославия» — своего рода пособие для маленьких путешественников, начинающих знакомиться с родным краем.
— Эту книгу мы делали очень быстро, по заказу областного правительства, и авторами ее выступили Анастасия и Юрий Масловы. В ней ребенок познакомится с основными и главными фактами, образами, символами места, где он живет, – подчеркнул Виталий Владимирович.
Еще одна детская книга «Камера? Мотор!» вошла в «технический» блок. Она рассказывает малышам о том, чем их папы и мамы занимаются на работе – на авиационном заводе.
— Это тоже краеведение, но уже промышленное. Очень перспективное и интересное направление работы, – считает директор «Медиароста». – Мало кто из детей представляет, что делают родители на заводе. Например, есть такая деталь в авиации – лопатка. Изделие сложное, важное. А спросили ребят, что это – они говорят: совок, лопата для снега или песка. Вот и весь хай-тек.
Что ж, с помощью книги «Камера? Мотор!» дети смогут узнать гораздо больше о предприятиях России и, возможно, это поможет им и в выборе будущей профессии или ляжет в основу хобби. Ведь завод – это целый мир, город в городе, полный футуристических пейзажей, сложного оборудования, необычных высокотехнологических процессов.
И тогда их могут заинтересовать и книги о турбовентиляторных двигателях для сверхзвуковых самолетов, и издания об истории бумаги в мире и нашей стране с необычными названиями «Бумага. Пределы и формы терпения» и «Бумага. Формы терпения в российских пределах», и фотоальбом редких снимков самолетов и летательных аппаратов, переизданный «Медиаростом».
Представили издатели и шеститомник, посвященный дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Сталинской премии академику Терентию Мальцеву, в который вошли работы ученого, основы его научной школы и воспоминания современников. Личность этого ученого ушла в тень, его немногие помнят, а между тем, именно он нашел способ выращивать культуры там, где они в принципе не росли, бережно относиться к земле, обходиться без химических удобрений и получать при этом хорошие урожаи. И методика его до сих пор используется!
— Проект готовился совместно с сельскохозяйственным отделением РАН, Курганским университетом, – отметил Виталий Горошников. – Мальцев ведь родом с Урала, из Курганской области. Вырос в старообрядческой семье, в которой, как говорят, даже грамоте детей не учили.
— Но это, скорее всего, миф, всё-таки старообрядцы – это люди книги. Другое дело – что книги эти церковные, к науке, конечно, отношения не имевшие, – добавила А. Маслова. – По легенде, Мальцев сам выучился грамоте, позже очень много читал, имел большую библиотеку, хранящуюся ныне в Курганской научной библиотеке. А родился он еще в 19-м веке, умер же в 1999 году. Огромная, долгая жизнь!
Также Виталий Владимирович рассказал о планах издательства, о том, над какими еще изданиями идет работа, какие новинки ждут читателей в ближайшее время. Издатель подарил комплект книг Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова, отметив, что это – тоже традиция, как и встречи-презентации новых книг на исходе года.
Елена Белова, сотрудник ЦБС