10 октября в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова открылись XXIV Лермонтовские чтения. Это главное событие Лермонтовских дней, которые проходят в Ярославле с 10 по 15 октября. По традиции названы Чтения строкой «И в правде тверд, как Божий херувим» из стихотворения поэта «Ребенка милого рожденье».
Стихотворение, прочитанное ведущей Светланой Ахметдиновой, и открыло Чтения.
– Этот эпиграф выбран неслучайно: произведение было написано Поэтом 185 лет назад, и теперь оно звучит в честь 210-летия со дня его рождения очень пронзительно, — отметила, Светлана Юрьевна Ахметдинова – директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля, во главе которой стоит Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова.
Музыкальным подарком для всех гостей Чтений стал романс «Парус», исполненный лауреатом различных всероссийских и международных музыкальных конкурсов Юрием Волковым.
Затем состоялось зажжение Лермонтовской свечи, чем и был дан старт литературоведческому форуму.
От имени Общественной палаты Ярославской области участников приветствовал Нур-Эл Абдулович Хасиев – один из первых участников Лермонтовских чтений, председатель региональной общественной организации «Содружество народов Ярославии» (преемника Ассамблеи народов России).
– Нами осуществлено немало интересных проектов и проведено много встреч и вечеров. Нур-Эл Абдулович и сам выступал в качестве докладчика, рассказывая о том, как связаны Лермонтов и Кавказ, – сказала, представляя гостя, Светлана Ахметдинова.
– Сам Лермонтов любил Кавказ. Но и на Кавказе Михаила Юрьевича тоже очень любили и любят.
Нур-Эл Абдулович пожелал удачи Лермонтовским чтениям, новых открытий, интересных докладов и пообещал обязательно представить и свои изыскания, связанные с поэтом.
Слова поддержала сотрудник управления культуры мэрии города Ярославля Анжела Валерьевна Глызина, отметившая, что все лермонтовские форумы – всегда праздник. Она поблагодарила организаторов за то, что те поддерживают традицию, ежегодно проводят Лермонтовские дни в Ярославле.
– Это уже давно стало брендом нашего города! – подвела итог Анжела Валерьевна.
В торжественной части были показаны видеосюжеты – о фильме Николая Бурляева «Лермонтов», сеанс которого пройдет в день рождения поэта; видеовоспоминание о том, как проходили Лермонтовские дни в 2023 году. Прозвучало и обращение к участникам форума от поэта Юрия Кублановского, нашего земляка, давнего доброго друга Лермонтовской библиотеки Ярославля.
Как только прозвучали слова приветствий и пожеланий, пришло время для докладов и сообщений, посвященных разным аспектам лермонтоведения. В этот раз получилось так, что большинство выступающих представили очень личный и необычный взгляд-впечатление на творчество поэта и прозаика.
Оксана Николаевна Виноградова (Рыбинск) поделилась мыслями о том, как концепция «Православие, Самодержавие, Народность» – ее еще называют триадой Уварова – отражается в контексте поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оксана Николаевна рассмотрела произведение с точки зрения христианско-православной, постаралась понять и объяснить, кто в поэме отступил от православия.
Царь Иван Васильевич здесь предстает таким, каким его видели именно в народной культуре, в фольклорных произведениях: он Грозный – но к врагам православия и государства. Остальным же он чинит суд хоть и строгий, но справедливый. Степан Калашников действует так, как ему следует по православным традициям. А вот Кирибеевич православием не проникся – обратите внимание на его отчество, он татарин или представитель иной национальности, но – «басурманин», его сознание –неправославное; он, выходя на смертный бой, кланяется лишь царю, а не так, как купец: всему честному народу, следуя обычаю.
– А это важно для реализации концепции Третьего Рима, которым Москва была объявлена именно при Иване Грозном, который и по крови – наследник Византии, и на царство венчался по византийскому обряду, — отметила Оксана Николаевна.
С необычной точки зрения на произведения Лермонтова посмотрела и Наталия Борисовна Иванова, сотрудник Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова города Ярославля.
Ее сообщение «Меня спасало вдохновенье» предлагало увидеть любовную лирику даже в тех стихах поэта, которые обычно рассматривают иначе. Казалось бы, о какой любви идет речь в таких произведениях, как «Листок», «Тучки», «Дума», «Когда волнуется желтеющая нива…»? Но, как считает Наталия Борисовна, все эти строки – глубокие метафоры, а суть изложенного – любовь. И как источник вдохновения, и как тема произведения.
Виктория Евгеньевна Соцкова заглянула в миры русской культуры, рассказав о своем впечатлении от посещения дома-музея М. Ю. Лермонтова в Москве, на Малой Молчановке. Презентация была составлена из фотографий, сделанных автором, что дополнительно подчеркивало: это очень личное выступление.
Как и ролик, посвященный Лермонтову на сцене Первого Русского. Этот видеосюжет, приуроченный к 275-летию Государственного драматического театра имени Ф. Г. Волкова, создала Светлана Юрьевна Ахметдинова совместно с телекомпанией «Заволжье». Она же и рассказала с экрана, что ставили в Ярославле, кто играл, кто режиссировал эти спектакли, – тем самым продолжив театральную тему прошлого года, когда речь шла о постановках пьесы Бориса Лавренева «Лермонтов».
Екатерина Николаевна Мазурова, сотрудник Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова города Ярославля, проанализировала значение балов в жизни светского общества лермонтовских времен, постаралась выяснить, так сказать, их «цели и задачи», рассмотрела, как развлекались в ту эпоху и как это нашло отражение в произведениях Михаила Юрьевича.
Но, пожалуй, самым необычным в этот раз было выступление профессора ЯГПУ имени К. Д. Ушинского Германа Юрьевича Филипповского. Он – постоянный участник Лермонтовских чтений и обычно представляет на суд зрителей литературоведческие исследования. Эссе «Земля и Небо. Небо и Звезды» доктора филологических наук было, по сути, рассказом-рассуждением о том, какими неожиданными ассоциациями и аллюзиями полна наша жизнь, как, казалось бы, несовместные вещи оказываются очень близкими и связанными друг с другом, и как много зависит от точки зрения, причем – в прямом смысле этого слова.
Г. Филипповский рассказал о давней поездке в Копенгаген и ночной прогулке по городу, во время которой автор обнаружил, насколько дома, улицы, площади и скульптуры меняются с наступлением сумерек и ночи. Это неожиданное личное открытие стало своего рода фильтром, через который Герман Юрьевич взглянул на творчество Михаила Юрьевича.
— Копенгаген ночной предстал передо мною по-настоящему потусторонним, пугающим, инфернальным. Тональность могилы ощущается в его скульптурах. Не знаю, было ли это задумано или так получилось. Но, думаю, это, может быть, было сверхзадачей скульптора, даже не вполне осознанной. Но и у Лермонтова тема потусторонней жизни звучит постоянно. Он ведь не благостен, а драматичен, даже трагичен. Посмотрите, как в зрелом «Выхожу один я на дорогу…» отразился молодой Лермонтов, как путь поэта блестит отраженным светом иного мира!..
Вот такой необычный взгляд и угол зрения, под которым, кажется, на Лермонтовских чтениях поэта еще никто не рассматривал. Что ж, это выступление – как и другие – показало: Лермонтова до сих пор изучают, в лермонтоведении то и дело происходят открытия и находки. А это значит, что Поэт до сих пор интересен, актуален, то есть – жив!
Были также показаны блиц-интервью, записанные в прошлом году: с Екатериной Леонидовной Сосниной, в котором та рассказала о поисках доказательств того, что Лермонтов в Ярославской области всё-таки был – во время паломничества посетил Никитский монастырь Переславля-Залесского, и с Владимиром Николаевичем Соколовым-Лермонтовым.
Также в этот день в Центральной библиотеке открылась выставка «Лермонтовский цикл» работ художника Юрия Казакова. На ней представлены картины, на которых запечатлены лермонтовские места России: в год 200-летия поэта Юрий Сергеевич посетил Пятигорск и Тарханы. Некоторые работы созданы на всероссийских пленэрах. К слову, Юрий Казаков стоял у истоков создания Ярославского пленэрного центра.
Рассказывая о выставке, сотрудник Центральной библиотеки Наталия Борисовна Иванова обращалась к стихам и прозе Михаила Юрьевича, давая возможность сравнить, как одни и те же места описывают писатель и художник. Перед зрителями предстали виды Пятигорска, природа Кавказа, пейзажи и зарисовки из Тархан, порой – не совсем привычные. Так, припорошенный снегом Пятигорск бывает таким не так уж часто, оттого картина «Зимка. Пятигорск» вызывает особый интерес.
Еще одним примечательным событием дня стала экскурсия по книжной выставке к 210-летию Михаила Лермонтова, созданная специалистами библиотеки Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Экспозиция разместилась в главном здании университета, куда и направились гости Чтений.
Сотрудники библиотеки ЯГПУ рассказали о самых примечательных экспонатах, среди которых – редкие издания, копии афиш спектаклей по произведениям Лермонтова; представили мультимедийные страницы юбилейной выставки – в том числе с записями чтения стихов поэта иностранными студентами, публикации преподавателей, посвященные Лермонтову. К слову, работы педагогов публикуются в изданиях университета, и библиографический указатель трудов, посвященных К. Д. Ушинскому, был подарен Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова города Ярославля.
Затем гости Чтений отправились в отдел книжных памятников, как теперь называется отдел редкой книги. Но, прежде чем погрузиться в мир старых и редких книг, они получили возможность сфотографироваться с ректором университета Михаилом Груздевым и исполняющей обязанности министра культуры Ярославской области Ириной Ширшовой, которая именно в это время была в ЯГПУ с рабочим визитом.
Согласитесь, случай, выпадающий, прямо скажем, нечасто. Как и разрешение взять в руки книгу, которая выпущена в 16 веке. Или выпуск «Вестника Европы», появившийся в год и месяц рождения Лермонтова. Или «Книга розмерная градусных карт ост зее или Варяжского моря» 1723 года — второго такого издания больше нигде нет.
Но и не такая уникальная книга может привлечь внимание. Вот Старый и Новый заветы – с изумительными иллюстрациями, в качестве которых выступили репродукции картин известных западных мастеров. А вот – «Слово о полку Игореве» с рисунками палехских мастеров. Или – внушающий уважение своим объемом «Сравнительный словарь всех языков и наречий».
В отделе есть на что посмотреть, что изучить внимательному взгляду. А если прикоснуться к древним томам и фолиантам, то можно и самим стать частью этой книжной истории. Помните теорию пяти рукопожатий? А теперь представьте, сколько рук – и, вполне возможно, очень известных рук – касались этих страниц!
И, конечно, будучи в университете имени Константина Дмитриевича Ушинского, нельзя не отдать дань памяти великому педагогу. Гости Чтений побывали у памятника Ушинскому, узнали немало интересного о его создании, рождении идеи, о самом Константине Дмитриевиче. В завершение экскурсии была сделана фотография на память.