15 января в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова в рамках проекта «Культура для школьников» прошла встреча учащихся ярославских школ с поэтом Вадимом Губинцом (Гаврилов Ям).
Вадим Иванович является, как сейчас говорят, амбассадором всероссийского проекта «Культура для школьников», реализуемого совместно Министерствами культуры и просвещения России с целью пробудить интерес к культуре как можно большего количества детей, педагогов и родителей, а также раскрыть их созидательный, творческий и интеллектуальный потенциал.
А поскольку В. Губинец — член Союза писателей России, руководит молодежным объединением при Гаврилов-Ямском доме культуры, то ему было о чем рассказать и чем поделиться.
Но начнем с небольшого курьеза. Мы все знаем, что такое псевдоним. Многие писатели берут себе выдуманные имя и фамилию или прозвище. А у Вадима Ивановича псевдонимом однажды оказалось имя при родной фамилии.
— Я прислал для публикации в сборнике свои стихи – и подписался «В. Губинец». А в редакции, видимо, имя мое не запомнили, а сотовых телефонов тогда не было. И вышли мои стихи с подписью «Виктор Губинец». Ну что ж, Виктор, победитель… Вполне хорошо.
Школьники внимательно слушали, правда, вопросы задавали уже по окончании встречи. Впрочем, Вадим Губинец о себе рассказывал много, охотно, откровенно.
Родился поэт в городе Мирный. Отец был военным, и вскоре семья переехала в Луцк на Западной Украине, где прожила 8 лет. Но в 1994 году были вынуждены уехать – на родину матери, в село Великое, неподалеку от Гаврилов Яма.
И сейчас Вадим Губинец живет в этом историческом месте, чье прошлое и настоящее вдохновляет его на создание стихов.
— По профессии я юрист, но много лет работал в туристической сфере, водил экскурсии по Великому. И эти знания в конце концов вылились в поэтические строки.
А сочинять он начал в институте, в 19 лет, познакомившись в институте с пишущими людьми.
— Мне они всегда казались какими-то особенными, непохожими на обычных людей. Но вот оказалось, что поэтом может быть твой ближайший друг – и так и вышло: Александр Пасхин, поэт, с которым я познакомился на учебе, стал моим другом. Тогда я подумал: может быть, и я смогу писать стихи? И стал писать.
Вначале — о том, что видел, может, наивно и с ошибками, но «это были мои ошибки»: Вадим Губинец убежден, что каждый поэт должен иметь индивидуальность, а потому критиковать, править и редактировать надо так, чтобы не выхолостить оригинальный стиль. К 2002 году уже была готова подборка стихов, с которой Вадим решил рискнуть вступить в Союз писателей России.
— Мне, правда, объяснили, что ты, парень, поторопился. Но при этом дали много дельных советов: кого читать, что читать, каких авторов лучше избегать, как работать над собой. И в конце концов меня приняли в Союз.
Вадим Иванович уже выпустил два сборника своих стихов, среди которых – произведения, посвященные малой родине, любви, патриотические строки. Очень разные стихи – от самых простых, рожденных, что называется, на ходу, до тех, что были буквально выстраданы.
На встрече прозвучали стихотворения из книг «На грани» и «Жесткий век», в том числе о селе Великом – «Тени на воде», произведение, ставшее заглавием первого сборника – «На грани», строки, посвященные супруге «Я люблю». Оживление в зале среди школьников вызвало стихотворение о засилье иностранных слов «Я начну без предисловинг…», а юмористическая зарисовка о футболе «Забивай, гаси их, Ваня!» — и вовсе смех!
Между чтением стихов Вадим Губинец отвечал на вопросы, в том числе и на такие непростые, как «Помогла ли вам поэзия в любви?» или «Автором каких стихов вы бы хотели быть?», продолжал рассказ о себе, сообщив, что несколько лет работал в школе завучем, а теперь стал учителем физкультуры: «Спорт для меня – неотъемлемая часть жизни, без него я не представляю себя». И, конечно, делился секретами мастерства, давал советы начинающим поэтам.
— Стихи – это три компонента: рифма, ритм, смысл. Это и просто, и сложно. Я – сторонник классической модели, она слушается лучше. Вообще, есть принцип: поэт не должен свои стихи комментировать, всё должно быть понятно и так. Да, каждый поэт ищет себя, и это понятно. Эксперимент возможен, но он должен к чему-то приводить. Но и излишняя строгость не нужна. У многих критиков ведь тоже есть ошибки.
Из зала спросили, как поэт ловит приходящие образы – они ведь могут нахлынуть в любую минуту. Вадим Иванович ответил, что ему привычнее записывать в блокнот приходящие идеи. Правда, как они себя поведут в дальнейшем, автор заранее не знает.
— Иногда мысль с бумаги может закапризничать и стать не началом, а окончанием стихотворения. «Слайды» как раз такой случай. «Месяц долькою лимона томился в чайных небесах» — этот образ у меня был записан как зачин поэтического произведения, но стал — финалом.
С особым чувством поэт говорит о теме войны.
— Есть мнение, что современные поэты не имеют права писать о Великой Отечественной: они, мол, ее не видели, и не знают, что к чему. Не согласен. Мы на другое не имеем права – забывать о войне.
Он прочел свое стихотворение, в котором речь идет о боях 1944-го года за Белград: дело в том, что корни фамилии Губинцов – в Сербии; также прозвучало произведение друга Вадима Ивановича Александра Пасхина, в основе которого – реальный подвиг солдата Дмитрия Овчаренко в годы Великой Отечественной войны. Кстати, именно стихи А. Пасхина, как признается Вадим Губинец, у него вызывали желание стать их автором.
— Я даже по-хорошему завидовал Саше: как просто и глубоко написано! Ну почему я так не могу? Потом, правда, понял: ношу надо брать по себе и делать не как другие, а как дано именно тебе.
В завершение встречи была сделана фотография на память; Вадиму Ивановичу вручили Благодарственное письмо и сувениры проекта «Культура для школьников»: блокнот для записей и писчие принадлежности.
Так что, вполне возможно, в этой книжке этими ручкой и карандашом совсем скоро будут записаны новые строки за авторством Вадима Губинца.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.