8 сентября в библиотеке-филиале № 4 прошел тематический день «Слово русское, богатое, мощное», посвящённый международному дню грамотности и 200-летию со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
В ходе премьеры одноименной книжной выставки читателям были представлены труды исследователей русской словесности и творчества поэта:
- работы Михаила Васильевича Ломоносова, идеи которого по праву можно считать великими, а жизнь как подвиг на благо науки и просвещения;
- информационный свод о трудах ученика Ломоносова – Антона Алексеевича Барсова, профессора Московского университета, в течение 30 лет заведовавшего кафедрой словесности, ученом-лингвисте, ставшим последователем учителя в области разработки научных основ русской грамматики;
- подборка информации из СМИ о жизни и творчестве Рижского Ивана Степановича, филолога, писателя, члена Российской академии наук, считавшего, что все, что принадлежит нашим мыслям, должно быть в наших словах; он впервые сформулировал логико-грамматическую точку зрения на язык в своей книге «Введение в круг словесности».
На выставке читатели с интересом знакомились с материалами о жизни и творчестве других русских филологов-славистов: Измаиле Ивановиче Срезневском, Федоре Ивановиче Буслаеве, Александре Афанасьевиче Потебня, Филиппе Федоровиче Фортунатове.
В разделе выставки, посвященном творчеству великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, читателей ждала встреча с книгой известного исследователя русской поэзии XIX века Бориса Яковлевича Бухштаба «Н.А. Некрасов. Статьи и исследования», которая стала итогом более чем полувекового изучения им творчества поэта. Работы советского литературоведа, библиографа, критика и педагога о лирике, эпосе и сатире поэта исходят к документальным материалам — архивным источникам, письмам, воспоминаниям, прижизненным изданиям. Книга написана с редкостной увлеченностью, профессиональна для специалистов и одновременно, благодаря простому языку изложения, доступна широкому кругу любителей русской поэзии.
На выставке можно было ознакомиться и с работами Корнея Ивановича Чуковского, писателя, критика, детского поэта, литературоведа и переводчика. В его литературоведческих трудах главные герои Н. А. Некрасов и А.П. Чехов. Первая встреча Чуковского с творчеством Некрасова разочаровала: «Взял Некрасова. Хромые, неуклюжие стихи, какой черт стихи, – газетные фельетоны!», – читаем в дневнике молодого литератора. Черты некрасовского портрета он будет разрабатывать почти двадцать лет. В 20-х годах 19 века Чуковский издает серию «Некрасовская библиотека», состоящую из очерков-брошюр, далее он собирает их в книгу «Некрасов. Статьи и материалы», которую впоследствии переименовывает в «Рассказы о Некрасове».
Самой эмоциональной частью тематического дня стали громкие чтения «Я лиру посвятил народу своему». Никто не остался равнодушным к этому действу: читатели, пришедшие в библиотеку с младшими членами семьи, с удовольствием брались за чтение поэмы Некрасова «Дед Мазай и зайцы», дети увлеченно вторили взрослым и присаживались рисовать спасенных зайчиков. Молодежь же зачитывалась патриотической лирикой Некрасова, читали с пафосом, с взрослыми акцентами, задавали вопросы, спорили.
Интересными оказались итоги «Некрасовского диктанта». Полностью правильных ответов не дал ни один из читателей, зато, сколько было азарта в глазах, сколько книг было взято с полок, чтобы найти ответы на вопросы, и в результате библиоринга «читатель – библиотекарь» победила дружба.
А на добрую память в этот день в библиотеке остались наброски ответов на вопрос «Что для меня значит русский язык?» от самых любознательных читателей и целая заячья ферма из детских рисунков по мотивам дед-мазаевских строк.