Главная » Рецензии » Кузнецова С. И. Музыкальные портреты Ярославии

Кузнецова С. И. Музыкальные портреты Ярославии

Кузнецова С. И. Музыкальные портреты Ярославии


Кузнецова С.И. Музыкальные портреты Ярославии: очерки по истории музыкальной культуры и музыкального образования Ярославского края конца XIX – начала XXI веков – Ярославль: ООО «Академия 76», 2018. – 296 с., ил.

Творческая жизнь музыканта в русской провинции – тема, к которой не часто обращаются исследователи, но она открывает плеяду ярких талантливых личностей, которые не всегда срывали лавры всероссийского значения, но оставили  заметный след в культуре края. Сборник очерков Светланы Кузнецовой – это попытка взглянуть на историю культуры Ярославской области в необычном ракурсе: через творческие судьбы людей, посвятивших свою жизнь музыке. Импульсом к созданию книги, по мнению автора, кстати, по профессии педагога и музыканта, стало не только желание воссоздать этот уникальный во многих отношения пласт культуры, но и выразить благодарность тем людям, которые своим благословенным трудом смогли украсить жизнь Ярославской земли в XX –XXI веках. Музыкальная культура Ярославии возникла не на пустом месте. Её создавали целые поколения музыкантов, в том числе и наших земляков, для которых музыка была «и воздухом, и водой, и пищей», порой «вопреки всем жизненным тяготам», а «искусство для них было выше мелочной суеты  и превратностей судьбы». А это целое созвездие имен: Мария Челищева, Антонина Львова, Юрий Аранович, Игорь Головчин, Галина Дегтярева, Татьяна Голланд, Эльвина Пентина, Недда Аязян, и, конечно, великий певец – Леонид Собинов.

Лейтмотивом сборника «Музыкальные портреты Ярославии: очерки по истории музыкальной культуры и музыкального образования Ярославского края конца XIX – начала XXI веков» стала «собиновская ниточка», образ Леонида Собинова, тесно связанный с жизнью и культурой нашего города. Повествование о жизни и творчестве великого тенора соединяет духовными скрепами все части книги и показывают разные стороны преемственности в музыкальной культуре Ярославля. Первая часть книги «И влага музыки волшебной живит росточки юных душ» состоит из пяти очерков, в которых раскрываются успехи и проблемы музыкального образования в Ярославле со времен ученичества Леонида Собинова. В очерках представлен опыт развития этих направлений в истории Ярославля на примерах работы двух старейших ярославских школ: общеобразовательной им. К. Маркса № 33 и музыкальной им. Л. Собинова, которые стояли у истоков рождения современной системы музыкального образования детей в Ярославле. Завершает первую часть книги очерк о Международном фестивале детского художественного творчества «О, Волга, колыбель моя», который знакомит читателей с музыкально-педагогическим проектом начала XXI века, столицей которого стал Ярославль.

Вторя часть книги «они не вечны, но в музыке осталось сердец бьение…» состоит из двух очерков. Один посвящен ярославскому Мемориальному Дому-музею Л.В. Собинова, который стал» приютом памяти о великом певце после его смерти. Этот очерк написан с надеждой на то, что «обязательно придет время, когда увеличится число музыкальных музеев на Ярославской земле». Второй очерк посвящен воспоминаниям автора о людях-легендах, общение с которыми оставило в след в душе автора и повлияло на формат  и содержание данного сборника. Это, прежде всего выпускница Московской консерватории, ученица Игумнова и Рахманинова, блестящая пианистка и педагог Мария Луарсабовна Челищева, отдавшая 60 лет развитию музыкальной культуры города Рыбинска. Два педагога-пианиста, выпускники Ленинградской консерватории, преподаватели Ярославского музыкального училища, учитель и ученица – Антонина Дмитриевна Львов и Галина Сергеевна Дегтярева. Известный в России историк-музыковед, редактор музыкальной литературы Татьяна Голланд, чья жизнь стала примером подвижнического служения искусству. Эльвина Михайловна Пентина была по диплому дирижер-хоровик, а по призванию – учитель музыки. И путь в творчестве выбрала жертвенный – работа с детьми в общеобразовательной и церковно-приходской школе. А творчество Недды Израилевны Аязян, замечательной ярославской пианистки, заслуженной артистки РФ и дважды лауреата премии им. Л. Собинова, знакомо ярославцам уже более полувека.

История музыкальной культуры Ярославского края второй половины XX века помнит замечательного дирижера, ставшего кумиром горожан и возглавившего Ярославский симфонический оркестр – Юрия Михайловича Арановича. Игорь Головчин, оперный и симфонический дирижер, заслуженный артист России тоже начал свой творческий путь в Ярославле, но его яркая насыщенная жизнь оборвалась на взлете.

Сегодня жизнь и творчество многих героев книги «Музыкальные портреты Ярославии» — уже история, но она не ушла безвозвратно. И благодаря этой книге наше музыкальная культура не канет в Лету, и мы вместе с автором будем испытывать чувство глубокой благодарности героям книги за их талант и подвижничество.