Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт

Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт

Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт / Анциферов Н. П., Золотарев А. А. / подгот. Текста Д. С. Московской, М. А. Нянковского, Я. Е. Смирнова; науч. ред., авт. послесл. Д. С. Московская, коммент. Я. Е. Смирнова — Ярославль: Академия 76, 2019. — 324 с., илл.

Представленная читателю книга — пребывавший долгие годы в забвении архивный документ по истории и культуре русского XX века, созданный историком-медиевистом Николаем Павловичем Анциферовым (1889–1958) и ярославским писателем-мемуаристом и религиозным деятелем Алексеем Алексеевичем Золотаревым (1879–1950). «Мы живем в эпоху коренной ломки старого быта», — этими словами А. М. Горький определил на Первом Всесоюзном съезде писателей специфику 1934 года, когда научные силы двух выдающихся историков объединились в работе над составлением бытовой и духовной истории старинного русского города — Ярославля. Почему все-таки Ярославль стал объектом истории русского быта?

Изначально по замыслу Горького эту серию должен открывать Нижний Новгород. Но за Ярославль вмешалась сама история, трагическая история города. Ставший в 1918 году центром белогвардейского мятежа, город был сильно разрушен. Дворянский, купеческий и буржуазный Ярославль ушел в прошлое. Но к третьему году пятилетки индустриализации и коллективизации изувеченный город получил новое дыхание, новую жизнь и новое обличье: кресты «сорока сороков» заменили заводские трубы. Поэтому Ярославль больше других русских городов подходил к требованиям горьковского градоведческого проекта. Именно он был той «сказкой», в которой «городки Окуровы», «эти гнездища тупых мещан», превращаются в «центры социалистической культуры». Город менял не только облик, менялась его душа — его историческая миссия: «Из 66 церквей 39 уже к настоящему времени уже закрыты по требованиям рабочего населения…. Помещения церквей и монастырей используются не только под хлебохранилища, но и под мастерские, общежития, клубы, столовые. Исполняя волю избирателей, пленум городского совета вынес решение «колокола в городе снять и передать на нужды индустриализации… «Победой рабочих» стала называться бывшая фабрика купца Вахрамеева, где начали работать 15 000 тысяч рабочих… «Линия социализма» — такое наименование получила центральная улица города, которая тянется вдоль Первомайского бульвара…»

Анциферов, в рамках горьковского проекта, представил Ярославль в процессе своего развития, от эпохи феодализма до его социалистического настоящего (1935 год). При характеристике каждого исторического периода максимально использовался социально-бытовой материал. «План «Ярославля — типичный образец плана феодального города. На гористом берегу, у слияния двух рек, Волги и Которосли, в остром углу  «стрелки» возвышался кремль…  Это кремль — организующее ядро города, стягивающее к себе все артерии, вокруг которых нарастал город. Или вот такое описание процветающего города: «Благодатный дождь царских милостей сыплется в первые годы царствования Петра на Ярославль. Его приказано звать царской вотчиною, приказано иметь в приказной избе печать с изображением Ярославского герба, саму избу — звать Палатою». «В XIX веке Ярославская губерния первая по грамотности…». Помимо экономики Ярославской губернии, большое внимание уделяется в книге истории знаменитых церквей, Демидовскому лицею и его преподавателям, местной печати и знаменитым литераторам того времени: Сурикову, Трефолеву, Некрасову.

Особая глава монографии, написанная в риторике 30-гг,  посвящена революционному Ярославлю и его роли в освободительном движении того времени. Не обошел автор вниманием и самую трагическую историю города — ярославский мятеж в июле 1918-го. И завершает это драматичное описание пафосное резюме (явно навязанное авторам книги): «Но этому барскому архитектурному стилю пришел конец в грозе и буре пролетарской революции. И снова — который уже раз в своей исторической жизни! – Ярославль восстает, как сказочный феникс из пепла, в новом обличье города пролетарской диктатуры и социалистического строительства».

Выпущенная в 1935 году усилиями выдающихся краеведов, но не потерявшая своей исторической ценности, эта книга и сегодня остается уникальным источником сведений по духовной и материальной культуре Ярославля от древних времен до радикальной социалистической реконструкции. И надо отметить, что издание Н. П. Анциферова и А. А. Золотарева «Ярославль. История. Культура. Быт» — это выдающийся литературный памятник своего времени, написанный изящным стилем и  дополненный богатым иллюстративным материалом. Несомненно, он вызовет интерес у разных категорий читателей и будет полезен всем ярославцам, и тем, кому небезразлична история страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *