Главная » Рецензии » Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт

Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт

Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт

Анциферов Н.П. Ярославль. История. Культура. Быт


Анциферов Н. П. Ярославль. История. Культура. Быт / Анциферов Н. П., Золотарев А. А. / подгот. Текста Д. С. Московской, М. А. Нянковского, Я. Е. Смирнова; науч. ред., авт. послесл. Д. С. Московская, коммент. Я. Е. Смирнова — Ярославль: Академия 76, 2019. — 324 с., илл.

Представленная читателю книга — пребывавший долгие годы в забвении архивный документ по истории и культуре русского XX века, созданный историком-медиевистом Николаем Павловичем Анциферовым (1889–1958) и ярославским писателем-мемуаристом и религиозным деятелем Алексеем Алексеевичем Золотаревым (1879–1950). «Мы живем в эпоху коренной ломки старого быта», — этими словами А. М. Горький определил на Первом Всесоюзном съезде писателей специфику 1934 года, когда научные силы двух выдающихся историков объединились в работе над составлением бытовой и духовной истории старинного русского города — Ярославля. Почему все-таки Ярославль стал объектом истории русского быта?

Изначально по замыслу Горького эту серию должен открывать Нижний Новгород. Но за Ярославль вмешалась сама история, трагическая история города. Ставший в 1918 году центром белогвардейского мятежа, город был сильно разрушен. Дворянский, купеческий и буржуазный Ярославль ушел в прошлое. Но к третьему году пятилетки индустриализации и коллективизации изувеченный город получил новое дыхание, новую жизнь и новое обличье: кресты «сорока сороков» заменили заводские трубы. Поэтому Ярославль больше других русских городов подходил к требованиям горьковского градоведческого проекта. Именно он был той «сказкой», в которой «городки Окуровы», «эти гнездища тупых мещан», превращаются в «центры социалистической культуры». Город менял не только облик, менялась его душа — его историческая миссия: «Из 66 церквей 39 уже к настоящему времени уже закрыты по требованиям рабочего населения…. Помещения церквей и монастырей используются не только под хлебохранилища, но и под мастерские, общежития, клубы, столовые. Исполняя волю избирателей, пленум городского совета вынес решение «колокола в городе снять и передать на нужды индустриализации… «Победой рабочих» стала называться бывшая фабрика купца Вахрамеева, где начали работать 15 000 тысяч рабочих… «Линия социализма» — такое наименование получила центральная улица города, которая тянется вдоль Первомайского бульвара…»

Анциферов, в рамках горьковского проекта, представил Ярославль в процессе своего развития, от эпохи феодализма до его социалистического настоящего (1935 год). При характеристике каждого исторического периода максимально использовался социально-бытовой материал. «План «Ярославля — типичный образец плана феодального города. На гористом берегу, у слияния двух рек, Волги и Которосли, в остром углу  «стрелки» возвышался кремль…  Это кремль — организующее ядро города, стягивающее к себе все артерии, вокруг которых нарастал город. Или вот такое описание процветающего города: «Благодатный дождь царских милостей сыплется в первые годы царствования Петра на Ярославль. Его приказано звать царской вотчиною, приказано иметь в приказной избе печать с изображением Ярославского герба, саму избу — звать Палатою». «В XIX веке Ярославская губерния первая по грамотности…». Помимо экономики Ярославской губернии, большое внимание уделяется в книге истории знаменитых церквей, Демидовскому лицею и его преподавателям, местной печати и знаменитым литераторам того времени: Сурикову, Трефолеву, Некрасову.

Особая глава монографии, написанная в риторике 30-гг,  посвящена революционному Ярославлю и его роли в освободительном движении того времени. Не обошел автор вниманием и самую трагическую историю города — ярославский мятеж в июле 1918-го. И завершает это драматичное описание пафосное резюме (явно навязанное авторам книги): «Но этому барскому архитектурному стилю пришел конец в грозе и буре пролетарской революции. И снова — который уже раз в своей исторической жизни! – Ярославль восстает, как сказочный феникс из пепла, в новом обличье города пролетарской диктатуры и социалистического строительства».

Выпущенная в 1935 году усилиями выдающихся краеведов, но не потерявшая своей исторической ценности, эта книга и сегодня остается уникальным источником сведений по духовной и материальной культуре Ярославля от древних времен до радикальной социалистической реконструкции. И надо отметить, что издание Н. П. Анциферова и А. А. Золотарева «Ярославль. История. Культура. Быт» — это выдающийся литературный памятник своего времени, написанный изящным стилем и  дополненный богатым иллюстративным материалом. Несомненно, он вызовет интерес у разных категорий читателей и будет полезен всем ярославцам, и тем, кому небезразлична история страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.