19 марта 2018 года в 15 часов (ЯГПУ, Республиканская, 108, Голубой зал) — за несколько дней до 150-летнего юбилея — мы открываем Год М. Горького лекцией профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля науки РФ Татьяны Семеновны Злотниковой «М. Горький — провинциал: догадки и опровержения».
В этой судьбе и в этих произведениях, в судьбе этих произведений, прочитанных новыми поколениями, много загадочного и странного.
Горький — буревестник революции… Горький — патетический ниспровергатель несправедливых социальных устоев и борец за человека, который «звучит гордо»… Горький — социально ориентированный писатель, для которого психологические парадоксы и антропологические странности не характерны… К этим клише привыкли поколения читателей и зрителей, преподавателей и учащихся.
Но это не только не вся правда о Горьком, это часто — вообще неправда! Иначе откуда взялась бы невероятная популярность его пьес во всем мире, где в последние десятилетия театры и читатели интересуются им больше, чем у него на родине? Что важного и что противоречивого в его творческой судьбе?
Догадка, которая будет обоснована в ходе лекции, состоит в том, что родившийся в провинции М. Горький в создании картины мира, в публицистическом и художественном творчестве стал носителем ментальных характеристик и комплексов, которые присущи только и именно русским людям. Названная догадка становится основанием для опровержения привычного представления о социальной ангажированности Горького-литератора, в том числе драматурга.
Его творчество будет показано как собрание многих десятков человеческих характеров, составивших мощный пласт национальных традиций, культурного опыта. А его пьесы, как хрестоматийно известные, вроде «На дне», так и менее привычные («Мещане», «Варвары», «Фальшивая монета») — это волнующие, часто мелодраматические коллизии, где царит страх нелюбви, потребность в понимании, острые женско-мужские конфликты. Живой голос классика корректирует банальные и плоские массовые представления о человеке.
Можно будет задать вопросы и поспорить. Это касается и взрослых коллег, педагогов вузов и школ, и молодых читателей и зрителей. Лишь бы знали тексты или хотя бы интересовались парадоксами творчества.