26 марта в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова состоялся концерт «Великому Рахманинову — 150 лет!».
В гостях у читателей библиотеки была чета пианистов — заслуженный работник культуры России Анатолий Михайлович Копосов и заслуженный работник культуры Московской области Нина Леонидовна Копосова.
Встреча была посвящена великому композитору и пианисту С. В. Рахманинову.
Сергей Васильевич родился 1 апреля 1873 года и провёл детские годы в Онеге и Новгороде у бабушки. Здесь прошла часть детства до 8 лет. Сергей с бабушкой посещали местную церковь; он очень любил перезвоны новгородских колоколов, и ему это казалось волшебной сказкой. В праздничные дни под сводами новгородских храмов разносилось красивое хоровое пение, строгое, порой суровое. Это впечатление останется у Сергея на всю жизнь. Звоны он использует во многих своих сочинениях. Он написал «Русскую песню», которая также прозвучала во время концерта.
Отец и дед композитора были военными, но оба играли на рояле, учили музыке и Серёжу. Он научился импровизировать, сочинял сам и играл это для бабушкиных гостей, выдавая за произведения Чайковского, Бетховена, Шуберта, Шопена. Бабушка тихонько ахала и посмеивалась, но не выдавала его.
С 3 класса он начал учиться в Московской консерватории, в классе удивительного учителя Николая Сергеевича Зверева, который брал двух-трех учеников домой с полным пансионом. Зверев видел, что Сергей становится блестящим пианистом. Его перевели в старшие классы консерватории, где он учился у профессора Зилоти.
В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью. Чайковский, который приезжал на весенние экзамены, угадал в нём огромное композиторское дарование и с большим тактом поддерживал юношу. Чайковский предложил Рахманинову совместный концерт (исполнение опер «Алеко» и «Иоланта»). Чайковский хотел сам дирижировать, но из-за смерти композитора план не осуществился. Рахманинов, пережив крах своих надежд, написал «Элегическое трио».
Каждое лето Рахманинов приезжал в Ивановку — поэтический уголок русской природы, где были река, степь, свобода. Там же проводили лето семьи Сатиных и Скалон. Здесь было весело и шумно. Весь день из окон раздавались звуки рояля. Рахманинов был влюблён в Верочку Скалон. Между ними начался роман. Рахманинов, увлёкшись поэзией Пушкина, пишет романсы, многие из которых на слова нашего великого поэта. Так он написал ставший знаменитым романс «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…», который прозвучал и на концерте в стенах библиотеки в записи в исполнении Сергея Лемешева.
Затем Рахманинов был приглашён в частную оперу Мамонтова. Он, подружившись с Шаляпиным, сам рос и совершенствовался. Его сочинения отличались зрелостью. На гастролях в Ялте Рахманинов познакомился и подружился с Чеховым, они оставались друзьями до конца жизни.
Гастроли по России вдохновляли композитора.
Русское общество в то время жило ожиданием больших событий. Близилась Первая русская революция. В музыке Рахманинова современники находили отклик своим тревожным чувствам. Настроение настороженности, свежего дыхания надвигающейся грозы особенно чувствуется в одной из первых фортепианных прелюдий Рахманинова — «До диез минор». Её наши гости прослушали в исполнении самого Рахманинова, это была запись 1919 года. Первое исполнение прелюдии состоялось в 1892 году, с тех пор эта пьеса прошла триумфально по всему миру. Многие произведения Рахманинова, особенно ранние, воспринимаются как странички из личного дневника.
Дальше последовали неудачи — провалилась 1-я симфония, Сергей впал в длительную депрессию. Ему стало казаться, что музыка никому не нужна. Он лечился у знаменитого психиатра-гипнолога Даля, который внушал Сергею: «музыка самое важное в Вашей жизни, её дыхание, свет, счастье. Смеет ли он не верить в себя, если в него так страстно верят другие?». Консультации психиатра помогли.
Рахманинов пишет 2-й концерт, которы был окончен в 1901 году. Часть этого знаменитого концерта также прослушали гости встречи.
А далее были революция и гражданская война. В России закрылись театры. Не было работы. И вдруг Рахманинову поступило предложение провести 40 концертов по Скандинавии. Луначарский разрешил ему взять с собой семью. Шаляпин на прощание прислал на дорогу каравай хлеба и записку «До встречи в Москве». «А когда эта встреча будет?».
С 8 декабря 1918 года началась концертная жизнь Рахманинова за рубежом. И продолжалась она 25 лет. Из Финляндии и Швеции осенью 1918 года он уехал в Америку. Так Рахманинов стал эмигрантом.
Лишь в 1926 году появился 4-й концерт. В нём отразился зимний, жёсткий, лишённый радости и тепла колорит, но мастерством он отличался великим. Рахманинов написал девять произведений за 25 лет. В исполнении пианистов Копосовых прозвучал отрывок из 4-го концерта.
В годы Второй мировой войны Рахманинов давал концерты в пользу Красной Армии. Вручая большие суммы советскому послу в Америке, композитор говорил, что это единственный способ, каким он может выразить своё сочувствие страданиям родного народа: «От одного из русских — посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Рахманинов умер 28 марта 1943 года, не дожив трех дней до своего 70-летия. Не дождался вестей о разгроме гитлеровских войск под Сталинградом.
Ныне его прах покоится на маленьком кладбище в 30-ти милях от Нью-Йорка. Каждую весну над его могилой зацветает куст белой сирени, привезённой из России американским пианистом Ваном Клиберном. Рахманинова считали пианистом мира.
Концерт в библиотеке настолько воодушевил слушателей, что в конце раздались крики «Браво!».
Светлана Дмитриевна Нечай,
библиотекарь Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова