17 октября в 17.00 Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова давала «Маскарад». Сценическую постановку по драме Михаила Юрьевича для зрителей и участников Лермонтовских Дней в Ярославле подготовили артисты ярославского Театра юного зрителя имени В. Розова Юрий Клипп, Ольга Маругина и Сергей Рядовкин.
Режиссер Юрий Клипп решил представить из драмы только линию Арбенина и Нины. И уже вот на импровизированной сцене из пустяка — потерянного браслета — нарастает и ширится трагедия.
Зрители затаив дыхание следили, как в Арбенине зреет решение — усугубляемое наветами, как Евгений замышляет свою страшную месть, как ничего не подозревающая Нина продолжает радоваться жизни и тревожиться о странном поведении мужа, как зримо сгущается мрак по сторонам места действия, до поры до времени сдерживаемый светом софитов.
И вот уже протянута роковая креманка с мороженым, и вот зал готов крикнуть Нине — «Не бери!», но… Но месть должна свершиться…
А за что же, если вдуматься, мстит Арбенин Нине? Да, она его обманула — не сказав, что отправляется на маскерад (именно так во времена Лермонтова произносили это слово)? Но разве такое карается смертью? А измены — не было. Арбенин ведь Нину судит по себе и в результате — мстит самому себе. Но и он жертва: обстоятельств, недостатка доверия, своего прошлого и своего эгоизма, чужого злого умысла.
Однако, кажется, если бы автор хотел нам показать Арбенина абсолютным злодеем, он не стал бы завершать драму сумасшествием героя.
… И все же, хотя Арбенин постоянно говорит, что любит Нину, была ли это любовь? Возможна ли любовь без взаимного уважения и доверия? Без пространства общих интересов? Сколько сложных вопросов поднимает совсем юный автор!
Чтоб ею обладать, пожертвовал ты всё,
А не для счастия её.
Да, – пораздумай-ка об этом хладнокровно
И скажешь сам, что в мире всё условно.
Об этом также говорили актеры, вышедшие на импровизированную сцену в читальном зале Лермонтовской библиотеки. Такова была задумка режиссера, решившего разбавить ткань повествования вставками, рассказывающими историю создания и сценического воплощения драмы.
Да, сцена была импровизированной, но действие смотрелось удивительно органично в интерьерах читального зала Лермонтовской библиотеки: пожалуй, такие книжные стеллажи с рядами томов с золотыми обрезами и корешками могли быть и в доме Арбениных. Актеры играли в костюмах, и смена действия обозначалась сменой пиджаков Арбенина — домашняя куртка вводила нас в дом Евгения и Нины, сюртук давал понять, что герои вышли в свет.
А то, что зрители при желании могли протянуть руку и коснуться шлейфа Нины, рукава куртки Арбенина или полы плаща Резонера, придавало постановке особое ощущение интимности: всех словно бы действительно пустили в этот дом, где происходит действие. Стертость границы сцены и зала также давала особенно остро прочувствовать трагедию: трудно оставаться равнодушным, если героиня умирает буквально у твоих ног…
Да, играли концертный вариант драмы, но настоящим здесь было всё: инфернальные метания Арбенина и теней, отчаяние в световых бликах софита и уверениях Нины в невиновности, нагнетание страстей и музыкального сопровождения. А звучала, как вы, конечно, догадались, завораживающая музыка Арама Хачатуряна, написанная в далеком 1941 году (то есть, 75 лет назад) к ставшему знаменитым одноимённому спектаклю Театра им. Е. Вахтангова. Через два года композитор переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.
Такое же заслуженное признание получили и актеры, подарившие зрителям встречу с удивительнейшей драмой М.Ю.Лермонтова, которую порой сравнивают с океаном — так много в ней сокрытых тайн и смыслов.
Благодаря участников постановки, директор Центральной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова вручила каждому по букету цветов и Благодарственное письмо, особенно отметив, что артисты ТЮЗа уже не в первый раз дают в библиотеке «Маскарад».
— И каждый раз это для нас — событие, и каждый раз мы обнаруживаем для себя что-то новое, что-то не замеченное ранее, какой-то новый смысл и нюанс. Спасибо вам за то, что вы снова и снова открываете для нас Лермонтова!
Думается, что и поэту понравилась постановка. Дело в том, что, как отмечают многие гости, бюст Лермонтова, установленный в читальном зале, ставшем в этот вечер сценой для драмы «Маскарад», словно бы реагирует на то, что видят его гипсовые глаза. Меняется направление взгляда, выражение лица поэта: скульптор Елена Югова в свое время вложила в работу весь свой талант и частицу души. И получилась удивительно живая работа! Так вот, в этот вечер Михаил Юрьевич взирал с высоты своего положения на театрализованное действо вполне благосклонно и с интересом, снова и снова вслушиваясь в написанные им самим много лет назад слова:
…я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.