Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Крик»

DSC_061028 февраля 2016 года, в 17 часов Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова приглашает на спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Крик» («Спектакль для двоих») Литературного театра «Классика». Роли исполняют: засл. артист России Юрий Клипп, артистка Ольга Маругина. Режиссёр спектакля – Юрий Клипп.

Премьера спектакля «Крик» по пьесе Теннесси Уильямса состоялась в библиотеке имени Лермонтова 24 октября 2015 года. Тогда, в анонсе перед премьерой, мы говорили об этом спектакле и о самóм явлении «театр в библиотеке». Сейчас мы возвращаемся к этому разговору.

Библиотека и театр издавна тяготеют друг к другу. В наэлектризованном человеческими страстями воздухе театрального спектакля царит Слово, рождённое  литературой. А в тишине библиотеки, за кажущимся безмолвием книжных переплётов звучат напряжённые диалоги, слёзы и смех сменяют друг друга и разворачиваются на книжных страницах драмы, трагедии и комедии многовековой истории человечества. У библиотеки и театра, в том числе у ярославской библиотеки имени Михаила Лермонтова и у ярославского Театра юного зрителя имени Виктора Розова, – одно духовное пространство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашей Лермонтовской библиотеке работает литературный театр «Классика», создатели и постоянные исполнители которого – актёры ТЮЗа: заслуженный артист России Юрий Клипп и артистка Ольга Маругина.

В воскресенье, 28 февраля, мы приглашаем зрителей в библиотеку – посмотреть работу этого театра: спектакль по пьесе классика американской драматургии XX века Теннесси Уильямса «Крик». (Авторское название этой пьесы: «Спектакль для двоих»). Роли исполняют: Юрий Клипп и Ольга Маругина. Режиссёр-постановщик спектакля – Юрий Клипп.

Герои этой пьесы – два провинциальных, бесконечно гастролирующих по Америке актёра: брат и сестра. Театр для них – судьба, спасение и проклятие. Театр равнозначен жизни. И в спектакле театр и жизнь постоянно переходят друг в друга, теряя ощущение своих границ. Театр и жизнь всё время как бы мерцают друг в друге, пытаясь преодолеть последствия страшной психологической травмы – трагедии, пережитой в детстве братом и сестрой. А шире, я думаю, это безнадёжная – и героическая в своей безнадёжности – попытка преодолеть изначальную трагичность существования любого смертного человека.

IMG_7048

Герои Теннесси Уильямса (а в глубине души , может быть, и многие из нас) боятся жизни, спасаются от действительности в своём укрытии – будь то родной дом, роль в пьесе или алкоголь. Они всеми силами держатся за эти стены – реальные или воображаемые – и в то же время отчаянно пытаются вырваться, выйти из этой скорлупы – в жизнь! «Выйти – это крик души! – хочу выйти!» – кричит Клэр, героиня пьесы. Но ни ей, ни её брату Феличе это не удаётся. В борьбе с жизнью, с её грубой хваткой, в борьбе с собственным гнездящимся в сердце страхом они потерпели поражение.

Но недаром один из лучших наших современных режиссёров Роман Виктюк сказал, что Теннесси Уильямс «аккумулирует весь художественный опыт XX века». А XX век, мне кажется, во многом пересмотрел отношение к личностной победе и поражению. Это очень ясно выразилось в музыке, особенно в симфонической. В симфонии ведь звучит целый мир и проявляется мироощущение автора. И, возможно, Вы обратили внимание, что симфонии композиторов XVIII и XIX веков всегда, за редчайшим исключением,  заканчиваются мощным, победительным финальным аккордом, а в симфонической музыке XX века этого практически нет. То есть там, где девятнадцатый век в знак победы духа ставил уверенный восклицательный знак, век двадцатый ограничился задумчивым многоточием…

Клэр и Феличе, брат и сестра, любившие друг друга и в то же время ненавидевшие – до драк и оскорблений, именно в печальном для них финале поднялись до подлинной, без всяких восклицательных знаков, человечности. И Теннесси Уильямс в последней ремарке пишет, как смотрят друг на друга его слабые, всё проигравшие, обречённые герои: «В их взглядах – нежное признание поражения»…

Актёры Ольга Маругина и Юрий Клипп, играющие в этом спектакле, удивительно точно и естественно проживают все перепады, переходы, оттенки чувств и смыслов этой непростой пьесы. Как сказала одна внимательная зрительница, их актёрская игра похожа на сложное, тонкое, изысканное кружево…

IMG_7054

Такое исполнение позволяет увидеть в пьесе Теннесси Уильямса главное – поэзию. Ту самую, о которой этот драматург, известный трагизмом и мрачным колоритом своих произведений, писал в другой своей пьесе, в знаменитом «Трамвае «Желание»: «Небо проглядывает такой несказанной, почти бирюзовой голубизной, от которой на сцену словно входит поэзия, кротко унимающая всё то пропащее, порченое, что чувствуется во всей атмосфере здешнего житья». Недаром любимым драматургом самого Теннесси Уильямса был Антон Павлович Чехов…

Приходите к нам, чтобы посмотреть этот спектакль!

Мы ждём Вас в Центральной библиотеке имени Лермонтова
в воскресенье, 28 февраля, в 17 часов.

 Вход на спектакль, как и на все вечера в библиотеке, свободный.

До встречи!       

Ирина Шихваргер, организатор вечера.

Автор афиши к спектаклю "Крик" - Михаил Ланцов

Автор афиши к спектаклю «Крик» — Михаил Ланцов