Главная » Центральная библиотека » Реализм и авангард Олега Комова: вечер памяти скульптора

Реализм и авангард Олега Комова: вечер памяти скульптора

Реализм и авангард Олега Комова: вечер памяти скульптора


11 октября, в рамках Лермонтовских дней в Ярославле, в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошел вечер памяти скульптора Олега Комова с участием его родных.

 

(без названия)

Памятники: Александру Блоку и Андрею Рублеву в Москве, Пушкину – в Молдавии, в Болдине, в Финляндии, Твери, Федору Коню в Смоленске, Алексею Венецианову в Вышнем Волочке – работы Олега Константиновича Комова. Ярославцы знают мастера по ставшему уже родным и любимым за тридцать лет памятнику Ярославу Мудрому.

(без названия)

— Олегу Константиновичу в этом году исполнилось бы 90 лет, — поприветствовав гостей, заметила директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова. — Сегодня мы вспоминаем скульптора вместе с его сыном Ильей Олеговичем и сестрой Натальей Константиновной.

(без названия)

Илья Комов свой рассказ об отце, его работах и окружении, историях из жизни сопроводил презентацией, в которую вошли фотографии скульптора разных лет из семейного архива, снимки работ Олега Комова и многое другое.

(без названия)

Следует отметить, что в семье Комовых талантливы были практически все. Отец Олега Константиновича — Константин Ильич Комов, хоть и не стал, как хотел, архитектором (родился сын, надо было идти работать), был очень одарен, в том числе художественно, имел абсолютный слух. Супруга Нина — архитектор, работала с мужем, делала архитектурные проекты к его скульптурам. Сыновья стали: один — художником, другой – архитектором.

(без названия)

— А отец всю жизнь испытывал страсть к познанию, был открытый, неказенный, всем интересовался. Он и ушел в свои 62 года на взлете. После его кончины мы поставили четыре памятника – они были готовы.

(без названия)

Олег Константинович Комов – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, современный классик, творчество которого изучают в художественных вузах,  работы хранятся во многих музеях нашей страны, в том числе – Третьяковской галерее. Например, скульптура «Стекло» открывает экспозицию о 60-х годах, а «Мальчик с собакой» находится внутри постоянной выставки. Увлекался авангардизмом, был в числе участников той самой выставки в Манеже, которую раскритиковал Никита Хрущев. Также Комов работал совместно с известным антропологом Михаилом Герасимовым – автором метода восстановления лица по черепу.

(без названия) (без названия)

— Отец рассказывал, например, как при нем Герасимов вскрывал гробницу Грозного и его сына, а потом восстанавливал внешность царя. Интересно, как изучение скелета развеивает многие мифы и слухи вокруг персоны Ивана Васильевича. Вот, скажем, писали, что с возрастом властитель настолько искапризничался, что велел себя на руках носить. А оказывается, у царя на ногах были шпоры и ему попросту было больно ходить.

(без названия)

Опыт сотрудничества с Герасимовым впоследствии пригодился при работе над лицом Ярослава Мудрого: можно сказать, Комов видел его воочию.

(без названия)

О том, как в нашем городе появился этот монумент, чуть позже, а пока вернемся к другому творчеству Комова, в частности, скульптуре «Стекло». Об этой работе отца Илья Олегович может говорить долго.

(без названия)

— «Стекло» — настоящий символ эпохи. Помните, в фильме Марлена Хуциева «Мне 20 лет» герои приходят на выставку? Они ходят именно вокруг этой работы отца. Что в ней особенного? Эта скульптура сверх новаторская: в ней предмет – стекло – изображен пустотой. А вообще, скульптура – это и есть игра объемов и пустот. От этого направления отец взял, пожалуй, остроту восприятия формы. У него немало работ на грани реализма и авангарда.

(без названия) (без названия)

Скульптура, в отличие от живописи, сложна тем, что с какой стороны ни подойди – должна быть выразительной. Комов умел это как никто другой. Например, работа «Алтайский вечер» — три фигуры составляют гармоничную композицию, но при этом каждая из них самостоятельна и самодостаточна. Или вот скульптура «Пушкин и няня» — в ней всё на своем месте, но возьмите фигуру поэта погрудно – и вот вам готовый бюст: такой установлен в Финляндии.

(без названия) (без названия)

— Своя Пушкиниана была и у отца. Началось с работы «Пушкин и Пущин» — она, кстати, пропала с выставки, остались только фотографии, но благодаря ей отца заметили – и позже предложили выполнить памятник для усадьбы семьи Ралли в Молдавии. Тот, где поэт опирается на греческую колонну, символизирующую классическую традицию. Потом отец дважды делал Пушкина и Гончарову – пока эти памятники, к сожалению, не установлены; создал скульптуры в Болдине, в Твери.

(без названия)

— И такой интерес к Пушкину неудивителен, — продолжал Илья Комов. — Когда отец был маленьким в их доме стояла промежуточная модель памятника Пушкину работы Опекушина (муж бабушкиной сестры участвовал в отливке монумента), так что вырос он под сенью поэта. А на вопрос: «Почему так много работаете над образом поэта, наверное, очень любили Пушкина в детстве?», шутил: «Я в детстве Пушкина боялся». Фигура-то была темная, довольно большая, маленький ребенок мог и испугаться.

(без названия)

Много интересного рассказал Илья Олегович и о других работах отца – а их у скульптора несколько десятков.

(без названия) (без названия)

Для библиотеки  имени М.Ю. Лермонтова особенно важен тот факт, что именно Олег Комов – автор памятников Лермонтову в Ставропольском крае и в Тарханах. В усадьбе, где рос поэт, хранится и еще одна реликвия, связанная с Михаилом Юрьевичем и родом Комовых.

(без названия)

— Дело в том, что мы по женской линии – родственники Лермонтова, — пояснила Наталья Константиновна Комова, сестра Олега Константиновича. — В нашем доме много лет хранился альбом с рисунком молодой женщины и автографом поэта. Олег дружил с Ираклием Андрониковым и попросил его выяснить подробности. Оказалось, что это рисунок – а на нем наша пра-пра и еще несколько раз бабушка по матери графиня Мария Ловейко – последняя прижизненная работа Михаила Юрьевича. Вот такая история.

(без названия)

Еще одна история была рассказана уже другим гостем встречи – Аркадием Романовичем Бобовичем, в 90-е годы прошлого века работавшего главным архитектором Ярославля. Он напомнил всем собравшимся, как у нас появился замечательный памятник работы Олега Комова – памятник Ярославу Мудрому.

(без названия)

— Идею в 80-х подал отец Борис Старк, мэр Виктор Волончунас – поддержал. И сразу возникли вопросы. Первый и главный: где? Было много предложений – и на Стрелке, и у Ильинско-Тихоновской церкви, и в Медведицком овраге… Комов предложил Богоявленскую площадь – на месте въезда на нее со стороны Москвы. И снова: где именно? На месте нынешней остановки общественного транспорта? У Спасо-Преображенского монастыря, у входных ворот? Наверное, выбранное место – не идеальное, но оно устроило на тот момент всех. А вот проблему подхода к монументу так и не решили. Тогда ведь не было такого активного движения по площади, сочли, что подойти можно будет. А сейчас и еще одна проблема образовалась: провода, мешающие обзору памятника.

(без названия)

Аркадий Романович рассказал, что делался монумент по древнерусским традициям: так появился в руках у князя город, ведь Ярослав Мудрый основатель Ярославля.

— А меч у князя опущен, что символизирует защиту.

(без названия)

Аркадий Бобович принес на встречу много фотографий и рисунков из личного архива, в том числе – эскиз одного из вариантов памятника, того, который мог появиться на месте боя Ярослава с медведем. Этот рисунок, выполненный в присутствии Аркадия Романовича, подарил ему автор, Олег Комов.

(без названия)

— А сюжет этот есть на постаменте – в виде рельефа, — пояснил Илья Комов. – Отец всё-таки нашел возможность реализовать этот набросок.

(без названия)Участники встречи узнали, какие были проблемы с установкой монумента – это происходило в очень трудное для страны время, вначале 90-х годов прошлого века, как шли работы, как организовывалось открытие. И вот 23 октября 1993 года на Богоявленской площади в присутствии президента России Бориса Ельцина, руководства города – и автора Олега Комова памятник был открыт.

— В следующем году будем отмечать 30 лет этому событию, — заключил Аркадий Бобович.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.

(без названия) (без названия) (без названия) (без названия)  (без названия) (без названия)

В Ярославле вспоминали скульптора и художника Олега Комова (Городской телеканал)

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, проспект Толбухина, д. 11
Справки по телефону: +7 (4852) 21-36-65
Директор – Светлана Юрьевна Ахметдинова