Позвоните родителям! Смотрим фильм «Старики»

DSC_136712 марта в 17.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (директор – Светлана Юрьевна Ахметдинова) состоялся просмотр и обсуждение фильма «Старики». Участие в разговоре принял исполнитель одной из главных ролей, Народный артист России Виталий Львович Стужев.

Фильм этот – не из разряда развлекательных, он заставляет думать и сопереживать, и очень серьезно. Такого рода картины не увидишь на телевидении в прайм-тайм, они не идут в широком прокате. А вот на фестивалях – да.

DSC_1371

«Старики», к слову, уже побывали на нескольких кинофорумах (например, этот фильм открывал кинофестиваль в Чебоксарах, был показан на кинофестивале «Святой Владимир» в российском Крыму), получили несколько призов зрительских симпатий, а Виталий Стужев был удостоен особой награды жюри за свою актерскую работу.

Сняли фильм режиссер Владимир Вобликов и оператор Константин Петровский, ярославцы, студенты Московского института телевидения и радиовещания Останкино по мотивам пьесы Алексея Дударева «Вечер», когда-то с успехом шедшей в Ярославле на сцене Волковского театра. Для картины сюжет был изрядно доработан, введены новые персонажи: изначально драма была рассчитана на трех актеров.

DSC_1352

Впрочем, центральное трио – Мультик, Гастрит и Анна – и в работе Вобликова остались главными героями. Их сыграли артист ярославского Театра юного зрителя Виталий Стужев, актриса Волковского театра Ирина Волкова и артист орловского театра «Русский стиль» Сергей Фетисов, в свое время закончивший Ярославское театральное училище.

Актерский ансамбль – вот то, что в фильме особенно ценно. Это публика отметила в первую очередь.

DSC_1365

— У вас получился настоящий ансамбль, в котором ни одно слово, ни одна эмоция не были лишними или наигранными, — говорили по окончании сеанса зрители. — Герои картины – их не хочется называть персонажами, это наши соседи, знакомые, это люди — непридуманные, настоящие!

В центре сюжета — извечная классическая проблема отцов и детей: героев объединяет одно горе – дети о них забыли. Но это – не единственная тема всемирной литературы, что звучит с экрана.

Один из персонажей называет героя В. Стужева «Дон Кихот без порток», и не зря: Мультик – такой же непрактичный, мечтательный, и его метания вокруг ракеты до боли напоминают борьбу сеньора из Ламанчи с ветряными мельницами.

DSC_1381

— Но ведь и в Анне видна Дульсинея, а в Гастрите – Санчо Панса, — обратила внимание зрителей в ходе обсуждения наша коллега, библиотекарь Светлана Левагина. — Может быть, сходство неполное, но оно есть, особенно если смотреть на трио в целом, на работу актерского ансамбля.

Виталий Львович согласился с этим мнением, но отметил, что, к сожалению, в ходе монтажа многие важные мелочи ушли, а сохранились бы – может, отмеченное сходство было бы сильнее.

DSC_1342

— Мы три недели с утра и до полуночи работали, работали с огромным удовольствием. А потому было много импровизации, тем более, что планировалось звук писать сразу начисто. Увы, пришлось делать переозвучку, и многие экспромты просто исчезли…

Фильм снимался в окрестностях села Великого, в одной из заброшенных деревень, так что, можно сказать, декораций в картине нет, всё снято с натуры. И драму, даже – трагедию – удивительно подчеркивает музыка Бориса Рысина, ясно и выпукло расставляя акценты в нужных местах.

DSC_1377

— А ведь тут мы видим еще один смысловой пласт, — продолжали высказывать мнение зрители. – Почему дети оставляют стариков? Да потому, что власть, общество, подают дурной пример, проявляя равнодушие и даже пренебрежение по отношению к пожилым людям. Глядя на это, дети, вырастая, ведут себя так, как мы увидели в фильме.

DSC_1358

Надо отметить, что картина шла 1 час 47 минут, то есть представляла собою полный метр. И всё это время в зале царило напряженное внимание, никто из зрителей не ушел, хотя, еще раз подчеркну, сюжет – не развлекательный, фильм непростой для восприятия, грустный,  в чем-то и вовсе тяжелый. Но и в нем были моменты, на которые зал реагировал смехом, оживлением, ведь жизнь есть жизнь, и даже в драме и трагедии находится место юмору. Как говорит режиссер Владимир Вобликов, «сейчас мы ездим по фестивалям, и каждый наш показ проходит под хлюпанье носов и смех в зале».

DSC_1314

И еще. Каждый из этих трех немолодых людей показан зрителю со всеми достоинствами и недостатками; авторы никого не осуждают и каждому умеют посочувствовать и заставить испытать зрителя это сочувствие. Вот ведь и  противный Гастрит, оказывается, страдает – от судьбы своей, от того, что всё в его жизни только наполовину, даже, казалось бы, крепкий 40-летний брак.

Почему надо смотреть этот фильм? Вот что пишет один из пользователей «Живого журнала», посмотревший картину на Чебоксарском кинофестивале: «… Мысль, не дающая мне покоя уже теперь, после просмотра – «Для кого снимался этот фильм?». Для чего он снимался, вполне понятно, темы, которые поднимаются в нем, важны и правильны, но кто будет это смотреть?

DSC_1422

Те, кому не все равно, и без этого фильма будут заботиться о стариках, им этот фильм будет как еще один повод для грусти. Те, кому плевать, просто не увидят этот фильм, а увидев, не будут смотреть, потому что фильм тяжелый, смотреть его тяжело, развлекательных элементов, бьющих по аудитории, на которую надо воздействовать, в фильме мало.

И всё-таки, я считаю, что фильм стоило снимать и смотреть его стоит. Потому что между теми, кому плевать и теми, кто ухаживает за своими стариками, большая пропасть. А в этой пропасти огромная толпа людей, которые вроде и не совсем забили на своих родителей, но уже реже навещают их и приходят лишь на праздники, а может, и того реже.

DSC_1348

Возможно, посмотрев этот фильм (может, даже не до конца, просто краем глаза увидев пару сцен), эти люди задумаются о своей старости, о старости своих родителей, о том, что никто не должен оставаться один, и мир станет чуточку добрее» (ссылка на ЖЖ — http://sundaycather.livejournal.com/13904.html).

DSC_1352

— Зрители говорят, что после просмотра фильма хочется позвонить родителям, приехать к ним, поговорить, просто помолчать, — сказал, подводя итог встрече, Виталий Стужев. – Значит, мы добились нашей цели, значит, картина нам удалась!

DSC_1412 DSC_1414

В завершении обсуждения Виталия Львовича ждал сюрприз: ведущая киновстречи Ирина Хоновна Шихваргер вручила артисту его портрет в стиле графики. Виталий Стужев был приятно удивлен, порадовался подарку и отметил сходство и уловленный характер, несмотря на то, что портрет писался по фотографии.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.
DSC_1405DSC_1337 DSC_1333 DSC_1319 DSC_1316DSC_1322