12 мая в 17.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (директор — Светлана Юрьевна Ахметдинова) состоялась презентация книги, выпущенной издательством «Академия 76» в 2016 году. Это — военные дневники известного ярославского журналиста и кинематографиста Николая Александровича Гендлина.
В последнее время в Центральной библиотеке читающей публике представлено было немало новых интересных книг. Совсем недавно, например, в Лермонтовке говорили о книге «Сквозь огонь и стужу…», посвященной военным корреспондентам Ярославского края.
— Этому событию газета «Городские новости» посвятила целую полосу, — сообщила, поприветствовав собравшихся, Светлана Юрьевна Ахметдинова. — И здесь, в числе других фотографий, есть и портрет Николая Гендлина, о котором мы не могли не вспомнить на этой встрече. Среди снимков тех, кто принял участие в обсуждении, оказался и герой книги. Очень символично, не так ли? Николай Александрович по-прежнему участник жизни нашего общества, он говорит с нами! Сегодня — словами своего дневника.
Светлана Юрьевна отметила, что эта презентация — событие действительно уникальное. Дело в том, что сама суть книги: военные заметки — уже раритет, ведь любые записи на фронте о боевой и прочей обстановке были строжайше запрещены. А тут — целый дневник, имеющий датировку и указывающий названия населенных пунктов!.. Дневник, написанный, что называется, кровью сердца, искренне, без купюр, так, как оно и было на деле. Бесценное историческое свидетельство, о котором гость встречи, депутат муниципалитета Антон Голицын заметил: «Это правда, а она всегда нужна людям».
Эти записи, к тому же, прокомментированы автором — позже, уже в 80-х годах, когда Николай Александрович переписывал фронтовые дневники и готовил их к возможной печати.
Эмоциональный накал этих поздних вставок ничуть не меньше, чем в основных записях: по отзывам родных, Николай Александрович, перенося старые записи в новые тетради, переживал все эти события заново. Да — «Post factum», совсем как название документального фильма, составленного из старых фронтовых фотографий, с которого началась встреча книги с читателем. Но разве забудется такое даже спустя многие годы?
Однако при жизни автора дневники опубликованы не были: Н. Гендлин считал, что тогда еще не пришло время для этого.
— А в год 100-летия Николая Александровича и в год 75-летия начала войны мы подумали, что, наверное, уже пора. Надеюсь, что мы не ошиблись, — отметила вдова Н. Гендлина Ольга Федоровна.
Ольга Гендлина поблагодарила весь творческий коллектив, готовивший дневники к изданию, художника Михаила Евгеньевича Бороздинского, сумевшего подготовить к печати старые, почти утраченные фотографии, редактора издательства Михаила Нянковского за колоссальную работу, проделанную с текстом.
— Да, действительно, мы выверяли любую деталь: названия деревень и городов, русскую транскрипцию чужих языков, сверяли факты, — подтвердил слова Ольги Федоровны Михаил Александрович, ведущий встречи.
А помогло издать книгу недавно появившееся в Ярославле отделение Русского военно-исторического общества. Возглавляющий ярославское отделение Анатолий Иванович Лисицин присутствовал на презентации.
— На таких книгах, пожалуй, и надо воспитывать молодых, показывать, что такое патриотизм, — сказал Анатолий Иванович. — Такие записи — источник истины. Спасибо за эту работу!
Книга, имеющая такую удивительную предысторию, должна была быть представлена читателю по-особому. Михаил Нянковский, в свое время удостоенный звания «Учитель года», сумел построить презентацию так, что почти два часа встречи пролетели совершенно незаметно.
Отрывки из дневника перемежались рассказами людей, помнящих Н. Гендлина, звучали стихи поэтов-фронтовиков С. Гудзенко и Д. Самойлова, читатели делились впечатлениями. А на экране между тем сменяли одна другую фотографии военных лет.
— Эти дневники, помимо всего иного, являются данью уважения к товарищам по оружию, данью памяти павших и живых, — заметил М. Нянковский. — Поэтому-то мы и включили в книгу столько военных снимков.
По словам Ирины Хоновны Шихваргер, организовавшей эту встречу, дневник заставляет забыть про еду и про сон.
— Пока не прочитала всё, не могла оторваться. Гендлину удалось написать свой дневник так, что его фронтовой опыт становится для читателя опытом личным. И какой внутренний мир предстает перед нами в этих скупых и порой коротких записях! Здесь нет однозначных оценок — Гендлин просто пишет правду, пусть даже она порой страшна.
— У автора большой литературный талант, — отметил в своем отзыве-выступлении Антон Голицын. — Я Николая Гендлина не знал, событий тех на себе не испытал. Я просто вчитывался в текст. И он меня поразил — и содержанием, и формой.
А то, что эффект, о котором говорила Ирина Хоновна («его фронтовой опыт становится для читателя опытом личным»), действительно имеет место быть, Антон Александрович нечаянно выдал одной фразой. Признаваясь, что книгу еще не дочитал, он обронил: «Я сейчас в апреле 1945 года…». И это короткое предложение о многом сказало — «вместо тысячи слов»…
Но ведь ничего удивительного в таком эффекте нет. Автор выжил в чудовищном испытании благодаря любви, дружбе, книгам, искусству, музыке — а это, согласитесь, общечеловеческие ценности.
— Знаете, мне дедушка давал читать свои записи, — рассказывала внучка Н. Гендлина Мария Петерс. — И следующую тетрадь я получала только после того, как прочитаю предыдущую. Для дедушки было важно, чтобы я ничего не пропустила. И я рада, что и вы тоже сможете прочесть эти удивительные записки.
Для Николая Александровича — а все его звали Никсаныч, и он такой был один! — война была повседневной работой; он пишет в дневнике: «Это надо для моих родных и близких, которые и есть родина, страна, жизнь».
— Мы долго думали: стоит ли редактировать записи? — рассказывал Михаил Нянковский. — И в конце концов, решили оставить практически всё так, как записал Николай Александрович.
В книге много всякого, как и в нашей жизни: страшного и смешного, доброго и жестокого. Иногда нужно быть беспощадным, но нельзя с этим внутри себя смиряться. Оставаться человеком в любых обстоятельствах — вот как можно коротко выразить невысказанную главную мысль книги.
Презентация книги, по мере течения времени, постепенно приобретала черты вечера воспоминаний: многие коллеги и друзья спешили поделиться, каким был Гендлин, каким они его помнят.
Принципиальный и упрямый, но при этом с потрясающим чувством юмора! Постоянно искал интересных и талантливых людей, не боялся идти на конфликт с властями — а фронтовики (в те годы еще не было слова «ветеран») вообще отличались редким бесстрашием в этом смысле, закаленные были. «Штучный человек», как его назвал один из близких знакомых.
— После войны было время, когда людей не сажали в лагеря, а пытались представить сумасшедшими. В ходу был диагноз с издевательской, на мой взгляд, формулировкой: «Синдром борца за правду». Так вот, это выражение как нельзя лучше подходило к Никсанычу в самом прямом смысле, — сказала Анна Георгиевна Карпова, выпускница Ярославского технологического института, в котором Гендлин работал.
Талантливый журналист и кинематографист, автор многих замечательных комедий. Неуемный, непоседа, который, будучи уже немолодым человеком, мог отправиться на плоту по реке. А в 90 лет гулять по городу, снимая фильм о старых кинотеатрах…
Ярким, веселым, жизнерадостным его запомнили и в Лермонтовской библиотеке, с которой Николай Александрович дружил многие годы, в которой обязательно показывал свои новые работы.
Любовь к кинематографу, к фотографии, по словам соратников, была с ним всегда, даже на войне. В дневниках то и дело попадаются записи, в которых автор рассказывает о посещении кинотеатра или как нашел книгу о кинорежиссуре Ханжонкова, или рассуждает о кинематографе, фотографии. «Мне, изголодавшемуся по кино…», — читаем мы в одной из записей.
И Бог словно помогал Николаю Гендлину в этом его увлечении.
Например, в Германии ему удалось обнаружить среди брошенных бегущими немцами вещей «Лейку» с цейссовской оптикой — мечту любого фотографа! А буквально через день-другой — стопку упаковок с пленкой к фотоаппарату! Именно на этой технике и сделаны снимки, вошедшие в фильм «Post factum», фрагменты из которого участники презентации увидели и в начале, и в финале вечера.
И в самом конце встречи, в ознаменование Года кино, участникам презентации показали экранизацию рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», сделанную Николаем Александровичем в далеком 1956 году, задолго до гайдаевского фильма. Короткометражка, сделанная в стиле немого кино, полна фирменного гендлинского юмора и смотрится на одном дыхании.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.