23 августа, в 18.00, в Центральной библиотеке имени Лермонтова, состоится вечер из цикла «Золотой запас культуры», посвященный удивительному писателю и выдающемуся учёному Александру Чаянову. Встреча, которую проведет Наталья Николаевна Обнорская, приурочена к 130-летию со дня рождения А. Чаянова.
Александр Васильевич Чаянов (годы его жизни: 1888-1937) – выдающийся русский учёный-экономист с мировым именем, работавший в области коренных принципов организации сельского хозяйства, «блистательный талант» – по выражению его коллеги, академика Никонова. В то же время он был замечательным, глубоко своеобразным и до сих пор не оценённым по достоинству писателем.
В его повестях, большинство из которых написано в двадцатые годы, царит удивительная, зачаровывающая читателя фантазия, идущая от таинственной глубины человеческого сердца. А в жизни в эти же и особенно в последующие, тридцатые, годы Чаянова окружала, всё более сжимая неумолимое кольцо, грубая фантасмагория с неустанным и безумным поиском «вредителей», с жестокими судебными процессами над людьми, в том числе учёными, которые были гордостью Отечества. Александр Чаянов, который открыто и смело отстаивал существование индивидуальных крестьянских хозяйств и принципы разумной, не основанной на государственном принуждении, кооперации – учёный, который ввёл в науку термин «моральная экономика», он был, в сущности, обречён. В 1930 году его арестовали. Несколько лет он провёл в тюрьме и в ссылке. В 1937 году Александр Васильевич Чаянов был расстрелян.
Нам осталось его литературное наследие и память об этом замечательном, разносторонне талантливом человеке. Об этом и пойдёт речь на вечере в библиотеке.
Произведения Чаянова, которые часто считают фантастическими, сам автор определял по-другому: романтические повести. Писатель Владимир Муравьёв, знаток творчества Чаянова, сказал об этих повестях: «Они коротки, стремительны, лаконичны»; они «действительно романтические в классическом понимании этого жанра: над судьбами их персонажей властвуют страсти и случай, жизнь героев полна невероятных приключений, они сражаются с разбойниками и привидениями, попадают в мир сверхъестественных сил». И при этом, добавим от себя, за всеми невероятными, таинственными событиями просвечивает глубоко человечная, нравственная основа, идущая от умного сердца и сердечного ума автора. Так, например, персонаж повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей», страшный человек-демон, повелевающий человеческими душами, признаётся рассказчику по фамилии Булгаков: «Беспредельна власть моя, Булгаков, и беспредельна тоска моя; чем больше власти, тем больше тоски». И он [продолжает рассказчик] со слезами в голосе повествовал, как склоняются перед ним человеческие души, как гнутся они под велением его воли. Как любит он Настеньку, как хотел он её любви. Не подчинения, а свободной любви. Не по приказу его воли, а по движению душевному». Кстати, другой Булгаков, Михаил Афанасьевич, гениальный автор «Мастера и Маргариты», любил эту повесть Чаянова и, как считает литературовед Мариэтта Чудакова, повесть эта оказала влияние на всемирно известный булгаковский роман.
Действие чаяновских повестей чаще всего происходит в его родной Москве XVIII, XIX и начала ХХ веков. При этом они так мастерски написаны в духе описываемого времени, что многие считают их стилизациями. Однако, возможно и другое мнение. В повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» есть автобиографические строки, в которых герой (и автор) в 1921 году вспоминает свою дореволюционную юность, «когда с горящими глазами прозелита рылся он в рукописных и книжных сокровищах Шибановского антикваритета – там, где теперь при тусклом свете фонаря можно было прочесть краткую надпись «Главбум». Этот «Главбум» звучит, как тупой, безнадёжный удар гвоздя, забиваемого в гроб всего многообразия жизни, с её рукописными, книжными и разными другими духовными и материальными сокровищами.
Первая повесть Чаянова была написана в 1918 году – в первый же послереволюционный год. Почему-то не раньше, хотя автору уже было 30 лет. Эта повесть называлась «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» И была она, эта повесть, проникнута обаянием тайны, силой роковой любви, терпким голосом возлюбленной героя, тонкостью писательского мастерства. Так, может быть, эта повесть, как и другие произведения Чаянова, возникла как противоядие (возможно, неосознанное) от той примитивности воцарившегося всюду мышления, от прямолинейности, отменяющей многообразие и загадочность жизни. От всего того, что превращает ветвистое, свободно растущее дерево жизни в прямой, обструганный, хотя, возможно, и полезный телеграфный столб. Кстати, в совершенно особенной, не похожей на другие, повести Чаянова «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» – единственной повести, где действие происходит в будущем – наряду с утопическим восхищением правильно организованной жизнью звучит и эта тема неприятия прямолинейности, скрытое предупреждение об опасности слишком простого решения сложных вопросов.
Об Александре Чаянове и его удивительных произведениях на вечере в библиотеке расскажет Наталья Николаевна Обнорская. В Ярославле Наталью Николаевну знают как замечательного краеведа, писателя, талантливого экскурсовода. Однако, круг её интересов широк, в него входит не только краеведение. Отсюда и её желание рассказать о несправедливо забытом прекрасном писателе, для которого этот год юбилейный – 130 лет со дня рождения. Добавим, что Наталью Николаевну связывают с Александром Васильевичем Чаяновым не только литературный интерес, но ещё и довольно близкие родственные связи. И теплота родственности внесёт свою особую ноту в нашу встречу.
Приходите на этот вечер!
Мы ждём вас в ярославской библиотеке имени Лермонтова
в четверг, 23 августа, в 18 часов.
До встречи!
Ирина Шихваргер, организатор вечера.