13 и 14 июня к 150-летию поэта Константина Бальмонта в библиотеке-филиале №8 имени К.Д. Бальмонта прошли праздничные встречи «Звездный хоровод Константина Бальмонта». Участие в развлекательно-познавательных программах приняли детей из летних школьных лагерей.
Условно праздник можно было разделить на две части: биографическую и литературную. Прежде чем говорить о творчестве К. Д. Бальмонта, ребят познакомили с его биографией. Марина Семеновна Горохова, заведующая библиотекой, подчеркнула, как много учился и знал Костя, как увлеченно он старался приобщиться к новому.
— Сам выучился читать, просто слушая, как мать занимается со старшим братом. Косте тогда было 5 лет. И как же был удивлен отец, когда сын пришел к нему и сказал: «Папа, давай я тебе почитаю!». Эта жажда знаний осталась с Константином Дмитриевичем на всю жизнь. О много путешествовал, много повидал, узнал. Он выучил 15 языков! Мог на них говорить, писать – и переводить с них. А первые стихи Бальмонт сочинил в 10 лет.
Вырос поэт в сельской местности, в окружении замечательной природы средней полосы России. И, конечно, живя в деревне, Костя наверняка участвовал в подвижных играх и забавах местной детворы. Что это были за игры, ребята смогли узнать сами: для них была приготовлена интерактивная программа на основе народных развлечений.
13 июня эту программу для детей проводили сотрудники муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Ярославич», а 14 июня к маленьким гостям библиотеки пришли участники фольклорной группы «Зоренька».
Прежде всего, ребят научили здороваться, как в старину – с вставанием и поклоном.
Затем участники праздника поиграли в «Горелки»: оказывается, и совсем маленькие ярославцы знают знаменитую присказку: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!». Значит, связь поколений по-прежнему крепка.
Затем все вместе освоили игру «Растяпа» — это забава по типу игры «Третий лишний», только проигравшего – растяпу – дразнили всякими забавными стихами. А самый последний, тот, кто проиграл в последнем туре, оказывается, рисковал оказаться в сугробе или в речке: туда неудачника бросали со словами: «Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь, растяпу мы уносим!».
Ну, а после того, как растяпу унесли, всем было предложено встать в круг и сыграть в «Ивана да Марью». Двум игрокам, мальчику и девочке, завязали глаза – и один, Иван, должен был, крича, «Где ты, Марья?» искать второго игрока, который, отзываясь на зов: «Я здесь, Иван!», также вслепую пытался от него ускользнуть. Все это происходило внутри круга, который держали остальные участники игры.
Желающих стать Иваном и Марьей было множество. Но время не позволило каждому выйти в круг – тем более, что впереди у ребят была еще одна игра. В ней принять участие могли сразу все.
А строилась она по принципу «Вышибалы»: ведущий с мягким мячом на веревке выходил в центр и раскручивал свое «боло» на уровне пола. Надо было успеть подпрыгнуть, не дав мячу задеть себя. Иначе считалось, что рыбка попалась в сети – и игрок выбывал из круга.
Все эти игры, которые, скорее всего, знал и Константин Бальмонт: все они родились не ранее 19 века, — проходили под народные песни, которые порой заглушал радостный детский визг: юные игроки были в полном восторге!
Но вот закончилась первая часть праздника. Пришло время поговорить о творчестве классика Серебряного века. Константин Бальмонт был поэтом сказочным – и не только потому, что в его стихах встречаются образы из фольклора. Сама атмосфера, стиль, слог, умение выбирать слова создают особый фантастический, феерический, фантасмагорический бальмонтовский мир.
У поэта есть цикл из 68 стихов, созданных для дочери Нины, под общим названием «Фейные сказки» (по ним даже снят мультфильм, с которым познакомились участники встречи 13 июня. Ребята также прочитали «Фейные сказки» вслух). Именно этот цикл легли в основу второй части праздника, названной «Волшебный мир фей». И вели действие тоже феи.
Одна фея (ее роль сыграла Алена Горохова) прочитала ребятам стихотворение поэта и сыграла на флейте. А фея вторая – сотрудница библиотеки Марина Александровна Виноградова – предложила ребятам очень интересное, по-настоящему волшебное развлечение, в котором свои творческие способности смог проявить каждый.
Нужно было нарисовать героев стихотворения К. Бальмонта «У чудищ». Участники разделились на 4 команды, получили бумагу, фломастеры, карандаши. Фея прочитала ребятам вслух строчки, которые требовалось проиллюстрировать.
Рисовали дружно – каждый должен был принять участие, таково было условие организаторов, а потом так же сообща выбирали лучшую работу путем голосования.
Юные художники получили призы и сладкие подарки. А вообще-то, победила дружба: каждый рисунок был по-своему хорош, в каждом была своя изюминка. То же можно сказать и о рисунках детей из Шуи: с их работами познакомились участники праздника, проходившего 13 июня.
Кстати, большую помощь в организации и самого конкурса рисунков, и награждения оказал депутат муниципалитета Вадим Юрьевич Канашкин.
Да, а что же рисовали мальчики и девочки? Что там такое происходило «У чудищ»? О, сюжетов для творчества в том небольшом стихотворении – предостаточно. Судите сами.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны — и был таков.
Нас встречают и Баба Яга, и Кощей, и Змей – явно Горыныч. И шапка-невидимка. И сам отважный рыцарь-автор, немного герой, немного – шут, Иван-дурак, оказывающийся в итоге куда умнее иных мудрецов… Напоминает чем-то булгаковского Коровьева, особенно если вспомнить, кем тот оборачивается в финале. И, кстати, Бальмонт, как и гаер из «Мастера и Маргариты» — рыжий! Он о себе так и писал:
Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я — тропинкою узкой,
Приду — как широкий рассвет.
Но, в отличие от булгаковского героя Бальмонт – человек света, солнца. Именно об этом – его главное стихотворение, прозвучавшее в финале праздника к 150-летию поэта. Марина Семеновна Горохова прочла его для детей.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.(…)
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Тем ребятам, кто участвовал в празднике 14 июня, даже предложили поучаствовать в сотворении стиха: выбрать для прозвучавших строчек название. Было много вариантов: и «Моя земля», и «Мой мир», «Солнце», и «Моя мечта». И все они, как отметила Марина Семеновна, совершенно верные.
— Стихотворение официально называется по первым строкам. Но, думаю, поэт с вами бы согласился! Мы с вами познакомились не просто с поэтом, но с солнечным поэтом, писавшем о Солнце, Свете, радости, добре и любви. Запомните это имя – Константин Бальмонт!
Елена Белова, сотрудник ЦБС.