Библиотека-филиал № 2 представляет беседу по книжной выставке «На Романовском тракте» к акция «Город трудовой доблести».
Книги, представленные на выставке, по которым была проведена беседа, а их немного, о том времени, о поколении людей — созидателей, людей — творцов талантливых желающих видеть свою Родину сильной, независимой и счастливой!
Сколько всего создано, и всё работало, ехало, летело!.. Люди искренне были убеждены, что делают для страны важное дело, от которого зависит будущее нашей Родины. И дело это делали честно и добросовестно, как учили примером своей нелёгкой жизни их родители. Считалось обычным отработать на одном предприятии 20, 30, 40 и более лет, да ещё целыми династиями. Мастерство передавалось из поколения в поколение.
Ну а теперь об истории автомобилестроения, которое рождалось в Ярославле на романовском тракте. В 1897 году в Ярославле появился первый автомобиль, и новый транспорт с течением времени пришлось признать и дать ему путь в будущее. Началась в 1914 году первая мировая война и в целях лучшего обеспечения нашей армии современным транспортом в августе 1915 года автомобильно-авиационный отдел при военно-промышленном комитете спешно поставил вопрос о необходимости строительства в России собственных автозаводов. В августе же 1915 года, за два с небольшим года до Октября 1917-го, военно-техническое управление Российской империи поручило строительство завода автомобилей в Ярославле инженеру Владимиру Александровичу Лебедеву, большому энтузиасту развития отечественной техники.
Энергичный и деловитый Владимир Александрович активнейшим образом откликался на всё, что способствовало развитию отечественной техники. В сентябре 1915 года прибыв в Ярославль он вручил городской управе прошение о продаже и сдаче в аренду земли между железнодорожной линией Москва — Архангельск, Романовским трактом и артиллерийскими складами. В те дни пустырь в районе городского вала ожил: сюда потянулись обозы со строительными материалами и оборудованием.
20 октября 1916 года официально объявили о пуске завода, хотя ещё не был достроен производственный корпус, не говоря уж о жилье для рабочих. Уже в начале 1917 года здесь работало более 100 человек. Выпускать на первых порах должны были кабины и кузова для санитарных штабных автомобилей. Для ремонта и сборки машин должны были поступить станки и комплектующие части из союзнических Англии и США. Но они своевременно не поступили. Удалось поэтому собрать только одну машину. Декретом от 28 июня 1918 года завод Лебедева был национализирован и переименован в «Первый государственный авторемонтный завод».
Бушевала гражданская война. Кровавые события разразились в Ярославле, далёком от фронтов в июле 1918 года. Белогвардейский мятеж в Ярославле. Подавить мятеж удалось только с помощью дальнобойной артиллерии и бомбардировок с воздуха. Город был значительно разрушен, выгорела треть жилого фонда, была утрачена почти половина промышленных мощностей, но автозавод уцелел. На территории навели порядок. Предприятие снова ожило, одна за другой вступали в строй мастерские: литейная, рессорная, закалочная, моторная, слесарная, жестяная, заработала кузница.
Жизнь понемногу налаживалась. Рабочие получали красноармейский паёк, а сам завод средства и оборудование для достройки цехов. И ремонтируя в мастерских побитые «фиаты» и «уайты» бывшие лебедевцы не забывали, что их завод строился как автомобильный, и мечтали о тех временах, когда они построят свой автомобиль. В период нэпа Ярославский автомобильный завод вступил достаточно мощным предприятием. В 1925 году завод выпустил две первые трехтонки. Так началось тяжёлое советское автостроение.
Предприятие было названо «Ярославский автомобильный завод». Выпуск грузовиков стал главным делом автозавода. Первый, принятый в 1929 году пятилетний план ставил перед ярославским заводом задачу по выпуску хорошо зарекомендовавших себя грузовиков Я-3 — до тысячи в год. А уже через год план повысили до 2500 машин в год. Для этого потребовалось серьезно реконструировать предприятие.
Реконструированному заводу и требования незамедлительно повысили: 3000 грузовиков за год! Работы по ремонту старых машин практически прекратились, и предприятие получило новое название — ЯАЗ. В ноябре 1931 года появился первый советский трехосный автомобиль ЯГ–10. Уже в следующем году он был запущен в серийное производство. Разработка четырехосного ЯГ–12 со всеми ведущими осями шла ударными темпами. 5 ноября 1932 года машина была готова. Это был первый отечественный многоосный полноприводный автомобиль высокой проходимости. Опыт его создания чуть позже очень пригодился для разработки военных многоосных тягачей.
Автомобили с ярославским медведем на радиаторе шли нарасхват на все социалистические стройки. Но мечтой автозаводцев стало создание собственного мотора — не всё же импортные за валюту закупать, а отечественных не хватало! Попробовать силы в этом деле ярославцы смогли в 1933 году. На заводе был спроектирован и построен двухтактный шестицилиндровый двигатель в 90 лошадиных сил. Это был первый советский автомобильный дизель.
Создание ярославских дизельных моторов стало началом дизелизации советских автомобилей и тракторов. Несколько позднее первые дизели сделали Сталинградский, Челябинский и Харьковский заводы. Ещё одна важнейшая разработка — самосвалы, получившие маркировку ЯС–1 и их позднейшие усовершенствованные модификации.
Работы были прерваны начавшейся 22 июня 1941 года Великой Отечественной войной. Вся работа немедленно была перестроена на военный лад. Заводчане осваивали выпуск военной продукции, к октябрю 1941 года доведя его до 46 процентов от общего объёма производства. Уже в 1942 году они производили автоматы, ручные гранаты и снаряды для зениток.
А во время Сталинградской битвы завод получил задание на выпуск головной части реактивных снарядов для знаменитых «Катюш». На заводе производился ремонт военных автомашин, а потом начался выпуск тягачей для буксировки артиллерийских 152-миллиметровых орудий. С сентября 1943 года по декабрь 1946-го ярославские автостроители выпустили 2296 таких машин. А это было неимоверно трудно: в цехах все меньше оставалось кадровых рабочих, их заменяли женщины и подростки. Когда мужчины ушли на фронт, женщины и молодые девушки встали к станкам и даже к кузнецкому молоту. Женщины–заводчане были задействованы на трудовом фронте.
Тревожной осенью сорок первого ввиду прямой угрозы приближения фронта рыли многокилометровые траншеи на московском направлении. Не считались с октябрьским холодом, нехваткой тёплой одежды и обуви. 23 февраля 1943 года была построена и спущена на воду дизельная подводная лодка «Ярославский комсомолец», построенная на личные средства работников завода и комсомольцев, она вошла в состав дивизиона Северного флота. Люди вскладчину, а то и единолично выкупали автоматы, которые выпускал завод, и отправляли их красноармейцам.
9 мая 1945 года автозаводцы ликовали, счастливые, гордые сознанием, что и их трудом добыта эта Победа. 1972 год стал во многом знаменательным для ярославских моторостроителей: с заводского конвейера сошел миллионный двигатель с маркой ЯМЗ. 22 октября 1999 года, в день рождения завода, на главном конвейере был собран 4 миллионный двигатель. Моторостроители восприняли это как важное достижение, залог стабильности, символ общего высокого потенциала на рубеже тысячелетий.
В начале XXI века география поставок двигателей охватывает более чем 80 стран. В 2001 году войдя в состав холдинга «Рус Пром Авто» ОАО «Автодизель» стало головным предприятием дизелестроительного направления. В 2016 году завод отпраздновал вековой юбилей.
Вековая история Ярославского моторного завода — это история планомерного, неуклонного созидания и роста. Ярославский моторный завод — предприятие настолько масштабное, что оно определяет «географию» города. Можно бесконечно продолжать рассказывать о рабочей гвардии завода, о «золотых кадрах» предприятия, но главной заслугой всегда останется факт, люди труда моторного завода внесли неоценимый вклад в развитие нашего родного города, города трудовой доблести.