Отчет о командировке Е.А. Калининой в Старую Руссу для участия c докладом в XXXIII Международных чтениях «Достоевский и современность» 23-26 мая 2018 года.
В 2013 году с Ириной Витальевной Блохиной мы были участниками Международных чтений в Старой Руссе с докладом: «Мы – имени Ф.М. Достоевского»: семейное чтение в ярославской библиотеке».
26 апреля 2018 года на имя Светланы Юрьевны Ахметдиновой пришло официальное приглашение на Е.А. Калинину для участия в XXXIII Международных чтениях «Достоевский и современность» 23-26 мая 2018 года.
В Старую Руссу были отправлены тезисы выступления «Форумы исследователей Достоевского в Ярославле». Доклад был поставлен в программу чтений на 26 мая, вечернее заседание. Перечитали роман «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (прообразом Скотопригоньевска послужила Старая Русса).
Радостно, что уже дважды, в 2013 и 2015 году, у нас в Ярославле побывала Наталья Анатольевна Костина, директор Старорусского музея Достоевского.
22 мая проездом через Москву посетила внутренний дворик Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино, чтобы познакомиться с памятником Екатерине Юрьевне Гениевой (1 апреля 1946 – 9 июля 2015). В моем докладе – обращение к высказыванию Екатерины Юрьевны:
«Сегодня нам стоит задаться вопросом: что мы можем сделать для того, чтобы этот мир стал хоть чуть-чуть лучше, чтобы мы не шли друг на друга, чтобы не было страшной братоубийственной войны? Я полагаю, что в этом смысле библиотека как территория культуры становится чрезвычайно важной. Это то место встречи, которое, в общем, изменить нельзя. Это территория, которая может примирить страсти, политическую, этическую и нравственную рознь в силу своей генетической природы. Что такое библиотека? Сюда может прийти каждый. Вне зависимости от политических взглядов, конфессиональной принадлежности библиотека обязана принимать всех. Это место диалога. Мы хотим показать, что мир неделим с точки зрения культуры».
(Елена Бейлина «Библиотека должна удивлять»: Беседа с Е.Ю. Гениевой // Университетская книга. – 2014. – Ноябрь)
23 мая прибыла в Старую Руссу. В атмосферу доброжелательности Старорусских чтений погрузилась сразу еще в Москве, у поезда «Москва – Псков»,были известные ученые: Борисова Валентина Васильевна (Уфа), Юрьева Ольга Юрьевна (Иркутск), .Викторович Владимир Александрович (Коломна). Первое знакомство произошло в 2006 году, год 500-летия рода Достоевских, на XXXI Международных чтениях в Санкт-Петербурге. В 2018 году в Старой Руссе: В.В. Борисова – ведущая утреннего заседания 26 мая. Её доклад «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского vs «Сон Обломова» И.А. Гончарова: о поэтике образа «рая на земле». О.Ю. Юрьева – ведущая вечернего заседания 25 мая. Её яркий доклад «Реально-достоевский стиль» в поэме А. Блока «Двенадцать». На мой взгляд, это самое лучшее выступление. Поэма Блока «Двенадцать» — эпиграф к двадцатому веку. «Реально-достоевский» — так свой тип письма определил сам Александр Блок. Реализм на стыке с фантастикой. В поэме Блока – пророчества Достоевского, которые сбылись: революция, бунт против Бога, вышедшая на улицу ИДЕЯ и то, что с этой идеей происходит. «Двенадцать» понимают, что им все позволено, но для чего – ещё не знают. Они отвергают народную святыню. Поэма пронизана светом Бога. Блок Христом мучился, открещивался от него, но мучительно шёл к нему. Как предрекал Достоевский, революционная идея вытеснит Христа. У красноармейцев за спиной – Ангел с крыльями. Мы вспоминаем 12 Апостолов. Почему Катька становится жертвой? Проститутка? Блок отделяет её от этого ряда «профессиональной деятельности». Она работает сама. Это та ЖЕНЩИНА, которой Достоевский придал сакральные черты. Толстомордая Катька и толстозадая Русь. Катька – символ погубленной Руси. Толстомордость до детскости. Катька – сестра Сонечки Мармеладовой и других знаковых образов Федора Михайловича. Петруха чувствует раскаяние после убийства Катьки. Но его успокаивают, — всё оправдано великой идеей! Подумаешь, убитая Катька. У Петьки нет спасения, — он не покаялся. Образ Ваньки в поэме: «Ванька был наш, а стал солдат». «Плечист, силен, речист, умен». Революция нашла своего Ивана-царевича. Ванька убит Петрухой. Время обретает в поэме черты вечности. «Двенадцать» идут не за Христом. Они – не апостолы. «В белом венчике из роз» не Христос, а пародия на него.
В.А. Викторович – ведущий утреннего заседания 25 мая. Свой доклад «Достоевский и гений новгородского земства А.И. Васильчиков (1818-1881)» представил 24 мая в Свято-Юрьевом монастыре. Земская система в России не вписывалась в государственную. Васильчиков был автором «Гражданина». Ф..М. Достоевский хорошо читал и использовал рассуждения других людей. Васильчиков высказывал не просто идеи, но и представлял цифровые подсчёты. В России всегда проблема финансовые. Финансовый правильный капитал в России создается только на всеобщем благосостоянии. Первоочередные задачи в России – не политические, а ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ!
Владимир Александрович Викторович был в тесном сотрудничестве и общении с Николаем Николаевичем Пайковым. Всегда трепетно относится к ярославцам. При встрече передал информацию-приглашение на научную конференцию «V Летние чтения в Даровом» 23 — 26 августа в г. Зарайск – усадьбе Даровое. Тема конференции «Семья в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского»
В поезде до Старой Руссы всю ночь общались с Гулиевой Парвиной Рамизовной из Баку – магистранткой первого курса МГУ (филиал в Баку). Научный руководитель Парвины – Криницын Александр Борисович. Доклад Парвины «Риторическая критика речевого дискурса старца Зосимы (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Удивительно воспитанная и глубокая девушка.
Необыкновенное погружение в жизнь и творчество Ф.М. Достоевского испытываешь уже от самостоятельного путешествия по городу Старая Русса.
Старая Русса не всегда была старой. Этот древнейший русский город был некогда и просто Руссой, Русью, а раньше назывался Остроградом, так называли его викинги. Четвертый по величине город Руси вплоть до конца XV века, он был для нее весьма значимым, единственное место, где добывалась соль, которой рушане снабжали всю страну. В 1828 году при Николае I в Старой Руссе был создан курорт минеральных вод, известность которого делает и сегодня Старую Руссу привлекательной для людей, желающих поправить свое здоровье.
Для множества людей Старая Русса — место создания романа «Братья Карамазовы».
Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя, в своих воспоминаниях 1876 года писала: «Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного покоя и, помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу».
Первый пункт программы Международных чтений: Божественная Литургия и напутственный молебен в Георгиевской церкви, прихожанами которой была семья Федора Михайловича Достоевского. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери, названная Старорусской.
Поразило, что в годы Великой Отечественной войны город был практически уничтожен, после освобождения от фашистов осталось лишь четыре здания частично пригодных для жилья, в том числе дом Ф.М. Достоевского, долгое время там было общежитие для учителей.
23 мая — посещение Межпоселенческой Центральной библиотеки имени Ф.М. Достоевского (она основана 14.03. 1907) и детской библиотеки. В дар коллегам, как и сотрудникам музея, — книгу «ФРУНЗЕНСКИЙ НАШ РАЙОН», где на странице 184 – о нашей библиотеке имени Ф.М. Достоевского.
Работа чтений была насыщенной и плодотворной. При открытии чтений минутой молчания почтили Память ушедшего 23 мая 2018 года Владимира Белопольского (Ростов на Дону).
Чтения проходили в Доме-музее Ф.М. Достоевского. Около 70 докладов сгруппированы в 4 дня — утренние и вечерние заседания, которые вели, помимо названных ученых, известные достоеведы:Татьяна Александровна Касаткина, Борис Николаевич Тихомиров, Карен Ашотович Степанян, Алина Валентиновна Денисова (ведущая вечернего заседания 26 мая, где выступала Калинина Е.А.).
Все доклады заинтересовали. Борис Николаевич Тихомиров вместо заявленного выступления представил свои исследования о гражданской казни Ф.М. Достоевского по делу петрашевцев на Семеновском плацу. В какой же тройке был Федор Михайлович? Борис Тихомиров выразил негативное отношение к фильму Владимира Хотиненко «Достоевский». Мы же, ярославцы, любим один эпизод в этом фильме, когда художник Перов пишет портрет писателя. В роли Перова – Александр Константинович Петров. Борис Тихомиров презентовал ряд новых изданий. Одно из них – монография Любови Федоровны Достоевской «Мой отец Федор Достоевский». Подчеркнул, что это, именно, монография, а не воспоминания. Любовь Достоевская писала на французском, книга вышла на французском только в 1926 году. А до этого была переведена в сокращенном виде на немецкий язык и была издана в 1922 году (на немецком). На русский язык была переведена в нашей стране переводчицей Раппопорт с предисловием Сергея Белова. В 2018 году книга переводится с французского Натальей Шаховской, с предисловием Бориса Тихомирова. Это событие в мире литературы!
Доклад Карена Ашотовича Степаняна «Почему люди в первом романе Достоевского – бедные?» вызвал много вопросов у Татьяны Касаткиной. Карен Степанян начал с того, что закон личности препятствует полюбить ближнего. Сергей Владимирович Белов выступал в первый день «Ф.М. Достоевский и В.Г. Белинский». Белинский полностью не принял рассказ «Хозяйка» Достоевского, который сегодня с восторгом читается молодыми современниками.
Тепло удалось пообщаться с Еленой Владимировной Степанян (Москва). Её доклад «Грация или достоинство? К проблеме литературного портрета». Портрет бывает статическим и динамическим (движение). А.С. Пушкин создавал динамичнейшие портреты, в которые мы не успеваем вглядеться. «Грация, возведённая в степень», — о Пушкине можно сказать словами Гёте. Отсутствие портрета у Пушкина – это предложение читателю для создания своего портрета. У Л.Н. Толстого – ВСЁ ДАНО! Достоевский – в золотой середине между Пушкиным и Толстым.
Елена Владимировна Степанян поделилась, что в прошлом году после плавания в минеральных водах Старорусского курорта, заболела воспалением тройничного нерва. Сложилась давняя традиция у участников Чтений – открывать сезон на водах курорта. Мне очень хотелось. В 2013 году я окунулась один раз и полгода чувствовала благодатное воздействие. В этом году не удалось из-за плотного графика чтений. Начинали с раннего утра и до позднего вечера, — минеральные воды уже закрывались. Только 23 июня в 23-00 удалось подышать на территории курорта возле театра и пройтись вокруг фонтана.
Мне очень хотелось, воочию познакомиться и услышать доклад Константина Абрековича Баршта (С-Петербург): «Проблема создания дипломатической транскрипции «тетрадей» Ф.М. Достоевского (на примере первой тетради 1864-1866 гг)». Благодаря Елене Алексеевне Фёдоровой 24 мая 2017 года нашим дорогим гостем стал вице-президент международного общества Достоевского Стефано Алоэ (Италия), профессор Веронского университета. 22 мая он выступил с докладом «Каллиграфические стратегии писателя как текстологический элемент: на материалах рукописей Ф.М. Достоевского» на «Филологических чтениях» в ЯрГУ им П. Г. Демидова. Особо запомнились несколько фраз докладчика: «Каллиграфические прописи, возникающие в минуты задумчивости Федора Михайловича, становятся самым продуктивным выходом из творческого тупика… Каллиграфической красотой живет слово. Я ярко представляю, как ОН сидит за столом, а слова живые, трехмерные… » Недавно вышла фундаментальная книга Константина Баршта «Рисунки и каллиграфия Ф.М. Достоевского» с предисловием Стефано Алоэ. Книга очень дорога – 150 евро. После своего доклада К.А. Баршт попросил всех о сотрудничестве на тему каллиграфии. Электронный адрес: barsht@mail.ru
В Старой Руссе радостно было увидеть и услышать нашего большого друга Николая Николаевича Богданова (Москва). Его доклад «Из наблюдений над родственным окружением Достоевского. Жизнь и судьба Игоря Лури», как всегда, был ярким и на высочайшем научном уровне. Его доклад можно прочитать в виде статьи. Он найдется по названию: «Жизнь и судьба Игоря Лури» на сайте Русского генеалогического общества. После Старой Руссы Н.Н. Богданов уехал в Санкт-Петербург для работы в архивах.
Елена Алексеевна Федорова 25 мая представила глубокий доклад «Эволюция образа Раскольникова в советском и постсоветском образовательном процессе (по страницам учебников). Её студентка Светлана Александровна Бесогонова (Ярославль) вызвала теплые отклики после своего доклада «Рецепция поэмы «Великий Инквизитор» Ф.М. Достоевского в повестях А.А. Золотарева и В.П. Свенцицкого». Однокурсник Елены Алексеевны Федоровой (Гаричевой до 2014 года) Фокин Павел Евгеньевич в ноябре 2017 года стал руководителем московского музея-квартиры Федора Михайловича Достоевского на Божедомке. Бывший директор Пономарева Галина Борисовна осталась работать в музее. Павел Евгеньевич очень грамотно и методично разъяснил ситуацию по проблемам захоронения останков Марии Фёдоровны Достоевской – матери писателя. Его доклад: «Изображение зла в искусстве Ф.М. Достоевского». Павел Евгеньевич назвал роман «Подросток» самым светлым и обнадеживающим из произведений Достоевского. Федору Михайловичу подсказывало православное самочувствие, а не мировоззрение. Вспоминал Врубеля. «Врубель – создатель иллюстраций к Лермонтову, после того, как он прочитал Достоевского». П.Е. Фокин дал для общения свой эл. адрес: pfokin@mail.ru
Было радостно получить в подарок книгу Дмитрия Богача «Природа как ценность в наследии ФМ. Достоевского. – Москва-Екатеринбург, 2018.
Было большим счастьем принять от музея Достоевского сборник «Достоевский и современность», изданный в 2014 году, где на страницах 7–13 – наше выступление в 2013 году.
Дмитрий Александрович Богач (Челябинска) 24 мая представил доклад «Ценность семьи в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Случайное семейство то, где утрачена духовная и биологическая связь. Вспомнили слова Д.С. Лихачёва: «Литература отвечает на вопросы о смысле жизни и человека – принцип организации литературы». К.А. Баршт напомнил Дмитрию, что многие исследователи отмечают эгоистическое поведение «друга Варенька» в конце романа. Она просто помыкает Девушкиным. Дмитрий Богач усердно защищал Вареньку: «Подумаешь, выполнить просьбу близкого друга. Какие тут трудности!?» Это вызвало оживление добрый смех у мужчин, а женщины кричали: «Браво, Дима!»
Самый «шаловливый» доклад, как выразились оракулы-достоевсковеды, был у Власкина Александра Петровича (Магнитогорск) «Аркадий Долгорукий как идейный девственник в романе «Подросток». После выступления даже были размышления о причинах девственности у мужчин. Хотелось услышать ответ психиатра Н.Н. Богданова. Девственность бывает по идейным и психологическим причинам. Сергей Леонидович Шараков во время экскурсии говорил: «Истинная любовь между мужчиной женщиной тогда, когда между ними некий духовный идеал. Физическая страсть после утоления уходит, а без духовный основы не остается и любви».
Доклады победителей юношеских чтений просто порадовали и глубиной знания текста и заинтересованностью литературного исследования, в том числе при ответах на вопросы. Но уже на подведении итогов Чтений Владимир Николаевич Захаров – Президент Международного общества Достоевского, рекомендовал юношеству работать самостоятельно, чтобы наставники «не вылизывали» текст умелой рукой. Хороший отклик и вопросы вызвал доклад Трошковой Дарьи (Парфино) «О фотографическом портрете Настасьи Филипповны». Фотография появилась в 1840 году. Действие романа «Идиот» происходит в 1867 году. Фотография еще была дорогим удовольствием. Портрет – икона! Когда рисует художник, он вкладывает много своего в портрет человека, а фотограф может уловить внутреннее состояние человека.
Тепло встретили моё выступление 26 мая. Оставалось всего три часа до поезда. Строгий регламент (20 минут) был выдержан. 26 мая – День города Ярославля, 27 мая – Общероссийский День Библиотек. Своей задачей ставила: раскрыть роль Форумов достоеведов в Ярославле в пространстве единого культурного пространства города и области, проведение межрегиональных выставок в рамках Форумов, раскрытие роли библиотеки в приобщении к чтению произведений Ф.М. Достоевского, изучение родословия на примере рода Достоевских, определение роли имени великого классика в смысловой структуре публичной библиотеки.
Одним из самых ярких докладов на чтениях был доклад известной исследовательницы из Пекина Чжан Бяньгэ (Китай) «Проявление скрытого сакрального порядка в творчестве Достоевского: к вопросу о двойной реальности в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и о карнавализации». Ещё 100 лет назад в Китае переведен весь Достоевский. Сейчас уже стали переводить работы известных достоевсковедов.
Китайская группа была многочисленной и яркой. На подведении итогов старейшие российские исследователи отметили, что китайцы сердечно воспринимают наследие Федора Михайловича Достоевского, идя не со стороны Запада, а России.
Запомнились выступления молодых исследователей: Карпачевой Татьяны Сергеевны «Евгений Водолазкин в зеркале Ф.М. Достоевского: мифологическая основа романа «Авиатор» (Москва), Ординарцевой Ольги Сергеевны «Музыкальная жизнь романа «Преступление и наказание» в XX веке: опера «Преступление и наказание» Эмиля Петровича» (Москва», Сафроновой Елены Юрьевны «Село Степанчиково»: семантика заглавия, игра с жанровыми формами и хронотопом» (Барнаул). С Еленой Сафроновой очень тепло общались все дни. Она попросила узнать о селе Степанчиково Ярославской области.
Высоко оценили исследователей Томска, Петрозаводска.
24 мая участники Чтений отправились в Великий Новгород. С 10-00 до 12-00 в соборе Святой Софии – Божественная Литургия, с 12-00 до 13-00 – Торжественное собрание, посвященное Дню славянской письменности, у памятника «Тысячелетие России».
Очень много с участниками Чтений общался Митрополит Велико Новгородский и Старорусский Лев.
Владыка Лев заметил, как же современен Федор Достоевский дню сегодняшнему. Его мысли о БРАТЬЯХ СЛАВЯНАХ, словно сегодня сказаны: «Будут метаться между Россией и Европой, — кто больше даст». Откровение сегодняшнего дня! Достоевский – руководство к жизни! Нужно строить на земле ЦАРСТВО ЛЮБВИ, а не ЦАРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. Справедливость для человека тяжела. Культура закона пришла к своему тупику. Второе не удержит нас от столкновений. Важно читать произведения писателя вдумчиво. В великих романах классика замысел и воплощение полностью совпадают, чего не скажешь о современных писателях. Появляются новые смыслы, которые можно трактовать по-разному.
В Великом Новгороде встретились с прапраправнучками Федора Михайловича Достоевского – Анной и Верой, дочерями Алексея Дмитриевича Достоевского. Ирина Витальевна видела девочек в Санкт-Петербурге совсем маленькими в 2006 году. Сейчас Анне – 18 лет, она прекрасно рисует, Вера музицирует. 25 мая девочки дали небольшой концерт в Старой Руссе.
Многие участники чтений желают приехать в город Ярославль и нашу библиотеку для встречи с почитателями творчества Федора Михайловича Достоевского. Среди них: Владимир Викторович, Дмитрий Богач, делегация из Китая, Александр Криницын, Елена Сафронова, Татьяна Карпачева и другие. Академик С.В. Белов убедительно рекомендует нам провести в 2021 году в Ярославле нечто значительное к 200-летию писателя. Самому Сергею Владимировичу 23 июня 2018 года исполнится 82 года.
Большие впечатления от выступления и общения с Кибальником Сергеем Акимовичем (Санкт-Петербург, Пушкинский Дом). Его доклад : «У истоков замысла романа «Идиот» (по материалам рабочих тетрадей Достоевского)». Сергей Акимович с глубоким почтением задавал вопросы после каждого выступления, становясь собеседником и содокладчиком.
Деханова Ольга Алексеевна (Москва) в своем докладе «Москва Достоевского. Неизвестные диалоги» обратилась к произведениям московского бытописателя Ивана Кокарева «Самовар» и «Савушка». История Савушки совпадает с историей Мармеладова. Область личного у классика – это, прежде всего, детские воспоминания. Герои Божедомки. Иван Кокарев умер в 1853 году и похоронен на Лазаревском кладбище, где и матушка Достоевского. Кокарев – «загубленный талант».
Андрианова Ирина Святославовна (Петрозаводска) вызвала огромный интерес у всех своим докладом «Достоевский и стенография: новые материалы и исследоания». Стенография уходит в прошлое. 1 апреля 2018 года должность стенографа перестала существовать согласно Приказу Министерства труда. Стенография – фотография живой речи! Без стенографов многие рукописи для будущих поколений останутся зашифрованными ребусами. Достоевский обратился к стенографии (впервые Анна Григорьевна Сниткина помогала ему при создании романа «Игрок) поле Диккенса, Крестовского и других. Владимир Соловьев писал диссертацию с помощью стенографии. Известной стенографкой (ударение на О) была Пошиманская.
Приятно было познакомиться с Сергеем Леонидовичем Шараковым — научным сотрудником Старорусского музея Достоевского. Вся организация Чтений, переписка и проведение, в большей степени лежали на нем. Доклад Сергея Шаракова «Религиозное миросозерцание Достоевского в середине 50-60 годов» поразил глубиной и знанием материала. С любовью Сергей Леонидович провел экскурсию по музею для участников. Начинается экскурсия у портрета писателя кисти Перова. Этот портрет любила Анна Григорьевна Достоевская. Художник уловил момент, когда взгляд писателя погружен внутрь себя. 1864 год – истинное духовное перерождение Федора Михайловича. Он приходит к пониманию того, что «без чистого сердца, нет правильного сознания». На каторге обращался к Евангелию, но нравственное перерождение – впереди.
Литературные прогулки по городу совершались вместе Жанной Владимировной Смирновой, как и в 2013 году!
Все с нетерпением ждали доклад Владимира Николаевича Захарова «О перспективах в преддверии юбилея». Призвал всех исследователей РАБОТАТЬ! ИДТИ в АРХИВЫ и БИБЛИОТЕКИ! Есть ли грант или нет, — главное, продолжать трудиться! Напомнил, что в 2021 году – юбилей Достоевского и Некрасова. 2018 – юбилеи у Горького и Тургенева. На виду – всё тихо. ДОСТОЕВСКОМУ будет больше внимания, так как есть новаторы (Викторович и другие), требующие максимального вложения во все! С Некрасовым всё будет спокойней. Под объявленный конкурс «Методы и источники исследования Достоевского» ежегодно выделены будут по 40 миллионов рублей. В 2018 конкурс – ½. Половина участников получат награды. Большие работы идут в усадьбе ДАРОВОЕ, в московском музее. Необходимо в Старой Руссе к 200-летию создавать ОХРАННУЮ ЗОНУ, а не просто музей романа БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ (открытие 4 июня 2018 года). Последняя статья В.Н. Захарова «Почему Макар Девушкин беднее Голядкина?». Оба – титулярные советники.
В перерыве Владимир Николаевич Захаров выразил благодарность ярославской библиотеке имени Ф.М. Достоевского за теплую встречу в 2015 году Клавдии Валерьевны Сизюхиной (Петрозаводск) и попросил ярославцев писать Клавдии в её трудный период. Клавдия Валерьевна ушла из Петрозаводского университета.
Творческая командировка в Старую Руссу обогатила знаниями, придала сил и уверенности, — все это делает нас убедительными в работе с читателями, социальными партнерами, коллегами. Поездка способствует рождению новых проектов и планов.
В Старой Руссе приятно было познакомиться с участниками чтений из Санкт-Петербурга: Федяновой Галиной Всеволодовной и Баталовой Тамарой Павловной, которые работали в тесном сотрудничестве с музеем-усадьбой «КАРАБИХА». Тамара Павловна Баталовна – Ярославна, работала в школе № 23. Доклады их были последними в Старой Руссе. Они приглашали принять участие в конференциях Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге.
В 1985 году 33 года назад в Старой Руссе состоялись первые чтения, в организации которых принимала участие Вера Ивановна Богданова, бывший директор музея. На тех чтениях были нынешние оракулы достоеведения: Карен Степанян, Владимир Викторович, Валентина Борисова, Константин Баршт, Борис Тихомиров, Сергей Белов и другие. И все проходило в любимом ЗЕЛЁНОМ ДОМИКЕ, ставшем местом СТАРОРУССКОГО БРАТСТВА. Сегодня требуется писать ИСТОРИЮ ПОНИМАНИЯ и НЕПОНИМАНИЯ ДОСТОЕВСКОГО. Уже к этому подошли. У крупных знатоков появляется непонимание писателя. Требуется анализ анализа.
Какое счастье быть просто библиотекарем – посредником между книгой и читателем. Ученые выразили радость, что участниками чтений были педагоги, библиотекари и просто почитатели творчества писателя. Это такая роскошь, быть просто читателем! Люблю, а значит и почтение от этого!
Старорусская земля богата замечательными людьми, щедрыми душой, любящими свой край, без остатка отдающими себя служению людям. Одним из таких людей является Георгий Иванович Смирнов. Это с его помощью был организован в Старой Руссе краеведческий музей, музей истории курорта, но самое главное его детище – Дом-музей Ф.М. Достоевского. Георгий Иванович родился 29 апреля 1921 года, то есть через 100 лет после рождения Ф.М. Достоевского, в двухэтажном доме напротив дома Достоевских, где некогда проживал некогда знавший Федора Михайловича петербургский литератор, редактор журнала «Недели» П.А. Гайдебуров. Литератор и писатель Сергей Владимирович Белов организовал сбор подписей всех выдающихся уроженцев Старой Руссы, которые собрались на праздновании 800-летнего юбилея города, о необходимости создания в Старой Руссе дома-музея и отправил их в самые высокие инстанции, но это не помогло. Так что перед Георгием Ивановичем стояла совсем непростая задача, но он всего добился. В знак особо любви к Георгию Ивановичу Смирнову поэт В. Пензин написал стихотворение, одну строку из которого мы взяли в качестве эпиграфа к отчету о командировке. Сегодня в Старой Руссе идет подготовка к открытию музея Георгия Ивановича Смирнова. Георгием Ивановичем была разработана пешеходная экскурсия «Дорогой героев «Братьев Карамазовых».
Впечатляет «Дом Грушеньки», «Камень Алеши», «Соборная площадь»… Впечатления от увиденного вызвали огромное желание вновь перечитать роман «Братья Карамазовы».
Мы сейчас активно переписываемся с сотрудниками старорусского музея, библиотеки, краеведами, а также учеными из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Томска, Великого Новгорода, Барнаула.
Калинина Елена Анатольевна, заведующая отделом читальных залов библиотеки-филиала № 13 им. Ф.М. Достоевского