15 июня для обсуждения в ИНТЕРНЕТ-ЧАЙНОЙ «ВЕЧНОЕ СОЛНЦЕ» библиотеки № 13 имени Ф.М. Достоевского была предложена статья кандидата психологических наук Людмилы Ясюковой «НЕГРАМОТНОСТЬ – ПОЧЕМУ?» //Наука и жизнь. – 2015. — № 6. – С. 79 – 80. Публикация приобщает к разговору все новых и новых людей: преподавателей, психологов, библиотекарей, родителей:
«Во всем мире считается, что суть чтения заключается в понимании прочитанного. А у нас победила идея, что суть чтения – произнесение звуков: «…без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание читаемого», — утверждает Д. Эльконин. А как же тогда читают и понимают тексты глухонемые дети, которые, не обладая звуковой речью, обучаются по тем же учебникам, что и дети общеобразовательных школ?
Как писал психолог и лингвист Алексей Леонтьев, «…сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста». Известно, что при обучении чтению важно как раз исключить проговаривание, научить читать «про себя». К чему привело внедрение нового метода обучения грамоте? В исследовании 2003 года, проведенном Международным институтом чтения, учащиеся РФ заняли 32-е место по качеству чтения и функциональной грамотности среди 40 стран.
По современным российским требованиям главным критерием качества чтения стала скорость, далее – выразительность и безошибочность произношения. Пониманию текста почему-то отводится последнее место. А ведь чтение – сложная интеллектуальная деятельность, которую вряд ли можно свести лишь к работе артикулярного произносительного аппарата, как считал Д. Эльконин.
В том, что современная молодежь не читает, виноваты в основном не компьютеры и телевизор, а программы начальной школы. Если в школу приходит ребенок, не умеющий читать, таким он школу и покинет. Какой же вывод можно сделать? Самый простой: вернуться к той методике преподавания, которая обеспечивала правильное восприятие текста и при которой школьники писали много грамотнее нынешних.Хотелось бы услышать преподавателей на эту тему».
Лейтмотивом к разговору стали слова Льва Николаевича Толстого:
«Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе»
Чтение в интернете современные ученые называют прыгающим чтением. Мозг ищет короткие пути, что ослабляет нашу способность к вдумчивому чтению. Ученые полагают, что без книг, линейного чтения — страница за страницей, мы утратим способность выражать сложные мысли.
Как найти золотую середину? Продолжить дружбу с интернетом и, при этом, быть вдумчивым читателем?