14 ноября в 10:15 в библиотеке-филиале № 13 имени Ф. М. Достоевского состоится литературная встреча «Производственный и конспирологический Роман. Сделано в СССР. Всеволод Кочетов, Анатолий Иванов, Фёдор Гладков…».
Это восьмое занятие, которое проведёт наш собеседник Анатолий Владимирович Кононец — журналист, обозреватель газеты «Городские новости», в рамках авторского лектория «Приключения жанра в стране большевиков. Традиционно, в начале встречи читатели познакомятся с самыми яркими событиями в жизни города.
«Журбины» В. А. Кочетова, «Вечный зов» А. С. Иванова, «Цемент» Ф. В. Гладкова и ряд других произведений, которые затронет Анатолий Кононец, помогут раскрыть читательской аудитории радости и проклятия физического труда.
Библиотекари представят обзор «Прямой наследник натуралистического романа: из истории производственного романа». Производственный роман (англ. Occupational Novel) — литературное произведение, в центре повествования которого находится профессионал, решающий стоящие перед ним производственные задачи. Так, известный литературовед Наум Лазаревич Лейдерман определил его, как «жанр, в котором человек рассматривается прежде всего в свете его рабочих функций». Вместе с построением индустриального общества возникла потребность в литературе, описывающей такие категории человеческого бытия, как «труд» и «производство». Создателем жанра производственного романа считается французский писатель и инженер Пьер Амп, который в начале XX века (первый роман опубликован в 1908 году) стал автором цикла романов «Страда человеческая» и посвятил их людям различных профессий. Ему же принадлежит и авторство самого термина производственный роман.
Первым «каноническим» и «программным» производственным романом в России литературоведы назвали «Цемент» Ф. Гладкова, (1925 г.). Верхняя граница угасания жанра может быть отнесена к 1970–1980 годам, но остаётся спорной.
После лекции Анатолия Кононца — презентация книжной выставки «Будни там, где жизнь бесцельна». Собеседникам разговора предложат ответить на вопрос: «Категория идеального» в понятии «положительного героя»: вчера и сегодня?». Завершится встреча просмотром литературы.