1 ноября 2017 года стало известно о том, что из жизни ушел Владимир Семенович Маканин — советский и российский писатель. Библиотека имени А.П. Чехова вместе со своими читателями вспоминает об этом замечательном авторе и его книгах, которые остаются с нами. Книжная выставка «Последний поклон» предлагает перечитать романы, повести и рассказы В. Маканина, освежить в памяти факты его биографии с помощью информационной раскладки.
Вот несколько анонсов к произведениям Маканина, представленным на выставке.
«Андеграунд, или Герой нашего времени»
Роман «назван рискованно и многообещающе. Даже звучание «имени» героя — Петрович — вызывает в памяти лермонтовского офицера, гениально угаданный тип, мимо которого не прошли и другие русские писатели, помещая своего героя то на обломовский диван, то в подполье, то «на дно». Для героя романа Маканина подполье («общага», «психушка») — это тоже не только образ жизни, но и образ мыслей. Петрович — бездомный, безбытный, даже в условиях отсутствия цензуры не пытающийся напечататься писатель. А «наше время»? Муравейник людей, водоворот событий: «новые русские» и «новые нищие», митинги, постсоветские кабинеты, криминал — панорама взбаламученной жизни, в которой герой с завидным упорством отстаивает свое «я».
Сам Маканин о своем произведении говорил так: «Андеграунд — явление неоднозначное, и у него было две стороны. Первая — люди в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она — не вечная. Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества. Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов. Но был и другой андеграунд. Его представляли люди, которые при любой смене власти не могли бы занять высшие места. Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа. В память об этих людях я написал роман».
«Долог наш путь»
В этом романе «молодой, талантливый, честолюбивый инженер, создавший загадочный узел АТМ241 в обстановке крайней секретности, был отправлен в южные степи на не менее загадочный комбинат для внедрения сего загадочного узла. На комбинате, по официальной версии, синтезируют из растений белок (протеин), говядину или свинину. Его разработка АТМ241 должна была ликвидировать из продукции пару вредных компонентов. Молодой человек пожелал проследить весь процесс с нулевого цикла. Его отговаривали, но он настоял на своём…».
«Две сестры и Кандинский»
Этот роман – яркое свидетельство нашего времени и одновременно роман-притча на тему о том, как «палач обнимется с жертвой». Тема вечная, из самых вечных, и, конечно, острый неотменяемый вопрос о том – как это бывает?.. Как и каким образом они «обнимутся», – как именно?.. Отвечая на него, Маканин создал проникновенный, очень «чеховский» текст.
Но с другой стороны, перед нами актуальнейший роман-предостережение. Прошло достаточно времени с момента описываемых автором событий, но что изменилось? Да и так ли все было, как мы привыкли помнить?.. Прямых ответов на такие вопросы, как всегда, нет. Поживем – увидим».
«Где сходилось небо с холмами»
Повесть обозначила принципиально новое качество прозы Маканина, от которого он уже не отходил. Это и обращение к новому типу героя (творческая личность, склонная к мучительным нравственным поискам, к самонаказанию, к страданию, – композитор Георгий Башилов), и к новой жанровой форме, связанной с рефлексией-воспоминанием, предмет которой рационально не может быть объяснен».
А вот повести «Голоса», «Отдушина», «Отставший» представляют собой художественный сплав авторских размышлений, картин современной жизни и новелл. Большое место в них занимает Урал — прошлое и настоящее писателя.
Маканин – автор многоплановый и непростой. Но его не зря называли классиком уже при жизни. Писатель – лауреат Госпремии России в области литературы и искусства за 1999 год, лауреат «Русского Букера», литературной премии «Большая книга» и литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика».
Также выставка «Последний поклон» предлагает книги «Ключарев и Алимушкин», «Избранное», «Один и одна», «Портрет и вокруг», «Предтеча», «Утрата».