Город счастья. Современная проза ярославских писателей

Город счастья. Современная проза ярославских писателей


Город счастья. Современная проза ярославских писателей. – Москва, 2017. – 238 с.

Для кого-то он Ярик, для кого-то Ярославль, для кого-то великий град на Волге. Какая-то горькая ирония звучит, когда современный город называешь городом счастья. Современный город отбирает у человека чувства, душу, а взамен дает сухое прагматичное мышление, жажду наживы, одиночество и пустоту. Городом счастья один из писателей-современников назвал Ярославль, и это название стало лейтмотивом всего сборника. Русскому человеку свойственно искать то место, где «оскорбленному есть чувству уголок», где его поймут и простят, и просто где он будет счастлив. Эта вселенская тоска по идеальному месту душу, ожидание идиллии и справедливого благоденствия пронизывает почти все произведения сборника. Его авторы молодые и маститые ярославские писатели, несомненно, талантливые и оригинальные в своем творческом поиске.

И что же сказать о бедном писателе, который безутешно ищет счастья? Как пишет о нем Владимир Перцев: «Это же русский писатель! Мелодрама для него мала, а лирикой его не измерить. Трагедию, трагедию ему подавай! Не согласен он мучиться от зубной боли или насморка, — ему непременно надо от идеи умереть, от внутреннего разлада миров!». Поэтому наши писатели спускаются в жуткие потемки русской души, отыскивая в ней то черта, то отблеск Божественного слова, попутно иронизируя, кощунствуя и страдая. Поэтому герои наших писателей-земляков непростые, с какой-то экзистенциальной обреченностью в словах и поступках. Но, в этом и литературная фишка наших писателей, все это игра с читателем и определенная провокация на глубокие эмоции, и не более того. Автор знает, как затуманить мозг доверчивому читателю и вызвать эмпатию к своим персонажам.

Открывают сборник экзистенциальные рассказы «Как в Илиаде…», «Вырванные заставки», «Затопленный склеп», «Слепое воспоминание» Николая Смирнова, написанные в философии Экклезиста, полные щемящей тоски об утерянном времени и его людях,  воспоминаний детства и невозможности исправить свои деяния на этой земле. Игорь Михайлов в своих эссе «Из Ярика», «Мотов» размышляет о влиянии Ярославля на свой внутренний мир и восприятие жизни, рассуждает о сопричастности к этому разноликому городу и осмысляет суть русского человека во всей его «красе». Алексей Серов затронул женскую историю любви и ненависти с почти криминальным сюжетом. Называется эта «идиллическая повесть» «Месть женщины», где писатель ярко и психологически точно описывает мир  российской женщины, у которой хотят отнять самое важное и ценное в жизни – любимую дачу и урожай.

Рассказ журналиста и писателя Олега Гонозова «Все отлично» приоткрывает нам будни городской газеты и борьбу за место под солнцем молодого сотрудника. А в грустном рассказе «Почемучки» автор вспоминает свое советское детство и увлечение книгами, первого библиотекаря Генриетту Николаевну, которая увлекла и объединила ребят, и как неожиданно её потеряли из-за любовной интриги. Рассказ Владимира Перцева «Взломщики посвящен лихой эпохе 90-х и таинственному старику, хозяину коттеджа, в дом главные герои так стремились попасть и ограбить. В мистическом рассказе «Пожарная команда» описываются приключения трех музыкантов сумевших вызывать дождь, но не в силах вызвать любовь к себе людей. В рассказе «Город счастья» Александра Фролова показано нивелирование человеческой личности, потеря своего лица в безликой толпе спешащих куда-то людей. Анастасия Сластухина в своих коротеньких новеллах описывает простые радости и грусти человеческого бытия, будь то тайна новой жизни «Ночной плач», ожидание второй половинки «Предчувствие», радость от удобной обуви покойного мужа «Ноги согрелись» и фамильная история любви красавицы-учительницы и фронтовика-инвалида «Дедушкина рука», «Добрые пироги». Поток сознания Евгения Кузнецова «Случай с уголовным делом», «Три тети, три тетки» показывает нам мир наизнанку, с точки зрения законов абсурда. Историческая проза Сергея Вербицкого  «Антиохия»  и «Взятие Иерусалима» нас жестко окунает в мир крестовых походов, чудесных явлений и средневековых страстей. Победителей не судят, но ярость деяний  воинов Хрита поражает своей жестокой бессмысленностью и беспощадностью. Каково время, таковы и люди. Инфернально-криминальный рассказ Евгения Долматовича «Monstrum» написан не для слабонервным и поэтапно раскрывает темную бездну человеческой души, куда лучше не заглядывать. Новеллы Елены Кузьмичевой «Полет в птичьем гробу» и «Дрожь» отличает глубокий психологизм отношений мужчины и женщины, какая-то неизъяснимая тайна полов и невозможность обретения счастья в этом бренном теле.

Герои этих книг живут страстями и соблазнами XXI века, они – наши современники, поэтому этот сборник притягивает своей привычно-необычной призмой восприятия мира. Поэтому не случайно хочется его открыть и перечитывать вновь и вновь….