Главная » Центральная библиотека » В амплуа симонолюбов: вечер к 70-летию Альфреда Симонова

В амплуа симонолюбов: вечер к 70-летию Альфреда Симонова

9 марта в 15.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова состоялась встреча с писателем и поэтом Альфредом Симоновым, приуроченная к его 70-летию.

— Представлять нашего гостя не надо: каждый сидящий в этом зале его очень хорошо знает, — заметила директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова. — Сколько было здесь встреч и презентаций, творческих вечеров, героем которых был Альфред Николаевич! А сегодня мы собрались, чтобы в дружеском кругу отметить замечательный праздник – день рождения писателя и поэта Альфреда Симонова.

В качестве визитки был подготовлен видеоролик, в который вошли фотографии А. Симонова разных лет, иллюстрирующие его богатую и такую необычную, в чем-то даже парадоксальную  биографию.

Он родился 19 февраля в Рыбинске, учился на историка – но стал сотрудником спецслужб, много лет работал в контрразведке. Охранял безопасность страны – но не «забронзовел», не покрылся коркой, сохранив и тонкую, умеющую чувствовать душу, и иронию, и умение мыслить нестандартно. Все это нашло выражение в творчестве: начинал А. Симонов со стихов, позже стал писать и прозу, которой остается верен и поныне.

А написано уже немало, сам автор даже не готов назвать точную цифру. Настолько немало, что из названий и образов можно составить целое отдельное произведение, как сделала Лидия Павловна Гусева, сотрудник Центральной библиотеки.

— Обычно я выступаю в роли злого полицейского, то бишь, строгого критика. Но сегодня я решила примерить на себя иное амплуа – симонолюба, образно выражаясь.

В эссе, прочитанное в качестве оды в прозе, вошли названия произведений юбиляра, образы из его повестей и рассказов, а также – из классической литературы. А завершала удивительную вязь слов цитата из Расула Гамзатова, ставшая своего рода эпиграфом ко всему творческому вечеру:

Я вновь листаю книг твоих страницы,
Как письма, адресованные мне…

Так под воображаемое перелистывание страниц книг Альфреда Симонова и пошел вечер. В этот уютный шелест то и дело вплетались звуки других страниц – не художественных произведений Альфреда Николаевича, а отзывов, заметок, мнений читателей. Вот ведущий методист ЦБ Наталья Ивановна Фондо рассказывает, как она, готовясь к одной из первых презентаций по книгам А. Симонова, выписывала для себя цитаты на отдельные листы и комментировала эти выписки.

— Вы тогда попросили у меня эти записи, сказав, что они могут пригодиться вам в работе. Пригодились?

— Да. И не только в работе. Когда у меня плохое настроение или сомнения одолевают, как любого литератора – а нужно ли то, что я пишу? хорошо ли то, что я пишу? – я беру эти листы, и мне становится легче.

Наверное, действительно любому настоящему писателю свойственно сомневаться в своем таланте. И это – нормальный творческий процесс, во время которого автору очень важно услышать слово одобрения, поддержки. Даже критику – но по сути, а не огульное охаивание.

— Бывает так: то, что тебе нравится, люди принимают равнодушно. А то, что ты считал пустячком, написанным от нечего делать — вдруг обретает популярность. Понять, чем же ты зацепил читателя, не так-то просто, — говорит А. Симонов.

Творчество, как и гармонию, алгеброй не измерить. Но если люди узнают себя в образах, созданных автором, то, пожалуй, секрет успеха удалось нащупать. А на помощь в этих мучительных поисках приходит самая надежная поддержка – русская классика.

— Ни одно мое произведение не обходится без Антона Павловича Чехова. В своей самой первой опубликованной повести «Светлое прошлое» я много размышлял о Чехове и с Чеховым – и в последних своих книгах я не обхожусь без надежного плеча Антона Павловича.

Речь идет о книге о Годеновском кресте. Там, рассуждая о том, как меняется Россия и меняется ли в сущности человек, Альфред Николаевич предлагает перечитать Чехова – и увидеть, что люди не изменились, всё в них – то же, что и во времена классика.

Воспользовавшись поднятой темой, заведующая библиотекой имени А.П. Чехова Валентина Геннадьевна Викторова напомнила о встрече в стенах Чеховки.

— Я помню! У меня сохранились самые теплые воспоминания о вашей библиотеке. Зовите! Приду еще раз с удовольствием – в том числе, и чтобы посидеть в вашем знаменитом кресле, в котором, по легенде, мог сидеть и сам Антон Павлович!

Светлана Дмитриевна Нечай поддержала тему, заметив, что многие герои А.Н. Симонова – те самые человечки с молоточком, о которых пишет Чехов в «Крыжовнике».

А поводов к новой встрече с читателями немало: у А. Симонова закончена, как уже говорилось, книга «Нательный крест России» — об истории обретения Годеновского креста. Этот крест, говорит Альфред Николаевич, был дан России в непростое время. На землях Руси еще хозяйничали татары, хотя Куликовская битва, стояние на реке Угре уже миновали. Рождалось русское государство. А Византия, праматерь православной веры, пала, перестав быть христианской страной. И Русь словно переняла это крест, данный нашей стране на новое рождение.

— Конечно, художественный вымысел тут есть: достоверных источников того времени не сохранилось, все было записано в 17-м веке.

Однако, вот что удивительно: художественный вымысел оказался во многом авторской интуицией! Из дальнейшего разговора выяснилось, что в свое время Центральная библиотека делала подборку материалов о Годенове – и там были документы, в которых указано, как прихожан даже принуждали жертвовать на храмы и помогать монастырям.

— Я этого не знал! Но вот в повести у меня есть эпизод, где батюшка пеняет своим мирянам, что долго тянут они с постройкой храма, надо бы побыстрее завершить богоугодное дело, отложив житейские хлопоты. И пеняет так настойчиво. Значит, угадал!

Интересно, что иллюстрировала новую повесть та же художница, что делала рисунки к «Сказу о Яковлевском кресте». Только работала она уже в другой манере.

— Я видел что-то в стиле Нади Рушевой, получилось иначе – но тоже очень хорошо. Каждый характер живой, сделанный с реальных людей – соседей, родных, знакомых…

А буквально на днях Альфред Николаевич завершил еще одну книгу , тоже посвященную Ростовской стороне Ярославии, а именно – монастырю Рождества Пресвятой Богородицы, что находится совсем рядом с Ростовским кремлем. По словам автора, это будет не повесть, не сказка, а публицистика, вполне взрослая, жесткая, призванная напомнить о том, что мы можем потерять безвозвратно.

— В последние годы я повернулся к православию. Началось с книги «Сказ о Яковлевском кресте», написанной, в общем- то, случайно. Но первые упоминания религиозных тем есть в моих повестях, например, в «Сне золотом» герой заезжает в Годеново, где с ним кое-что происходит. Тему эту я развил в целую историческую повесть о Годеновском кресте – она, кстати, сейчас на утверждении в Патриархии, чтобы можно было потом продавать ее в церковных лавках. И вот эта книга – «Сбитые купола», о монастыре Рождества. Я был там. Реставрация нужна серьезнейшая! Но оно того стоит: какие там фрески! Просто изумительно – и как они выглядят, как будто вчера написаны… Монастырь этот заложил по благословению Сергия Радонежского его племянник, святитель ростовский Феодор, носивший, кстати, фамилию Симонов. Так что – я не мог не взяться за эту тему.

Эта книга и написана необычно: в виде повествования с отступлениями, посвященными живописи и росписям, разрушению обители и ее возрождению, истории монастыря. Тема очень острая – и патриотическая, хотя у нас почему-то иногда считают тему любви к родине сугубо гражданской, политизированной, чуждой христианству, православию.

И, конечно, человека, сочетающего в себе прошлое полковника контрразведки и настоящее писателя книг на религиозные темы, не могли не спросить: а как он видит патриотизм и будущее нашей страны?

— Для меня это значит – желать стране добра! Каждый должен делать свое дело – я помогаю людям, работая в Общественной приемной Правительства области на общественных началах. У нас действует юридическая и адвокатская службы, причем, консультации даются бесплатно. Вообще, профессиональная работа это и есть высшее проявление патриотизма.

Что же до будущего России, то Альфред Николаевич уверен: страна талантами не оскудела. По долгу службы – прошлой и настоящей – ему приходится много встречать разных людей. И среди них немало толковых!

— Мой любимый Чехов, правда, говорил, что Россия бедна государственными людьми, но будем считать, что тут классик слукавил. Так что будущее ку России, конечно, есть.  И будущее достойное!

В завершении встречи А. Симонову вручили в подарок буклеты, пресс-релизы и рецензии, с которых начиналось его общение с Центральной библиотекой, букет цветов, который гость тут же передарил по случаю минувшего 8 Марта одной из участниц встречи.

А своего рода приветом из юности стала подборка стихов «Между волком и соловьем» в журнале «Новый мир» еще одного уроженца Рыбинска и давнего знакомого А. Симонова – поэта Юрия Кублановского.

— Тут есть одно стихотворение, «Старая фотка», — заметила Светлана Юрьевна Ахметдинова. – Юрий Михайлович уверен, что тот снимок, что подтолкнул его к написанию поэтической зарисовки, сделал не кто иной, как наш сегодняшний гость!Альфред Николаевич, правда, по словам Светланы Юрьевны, это отрицает, говоря, что в то время у него и фотоаппарата-то не было. Но будем считать, что это – еще один миф, литературная легенда – как чеховское кресло в Чеховке. И она, эта легенда, имеет право на существование, верно?

Елена Белова, сотрудник ЦБС.