11 февраля в 14.00 в библиотеке имени А.П. Чехова состоится сеанс Чеховского кинозала. В программе – экранизация повести А.П. Чехова «Три года».
Просмотр этого фильма станет своего рода логическим итогом празднования дня рождения Антона Павловича Чехова. Напомним, что в этом году наши Чеховские дни прошли уже в третий раз и назывались «Три года Чеховских дней», а в афише мероприятия несколько выступлений касались повести «Три года». Теперь вот – сеанс в Чеховском кинозале, и черта под этой темой будет подведена.
Теперь несколько слов о том, что же предстоит увидеть нашим чеховедам на этом сеансе. Фильм, снятый в 1980 году режиссерами Дмитрием Долининым и Станиславом Любшиным, пожалуй, можно назвать одной из лучших картин по произведениям Чехова.
Сама повесть интересна тем, что это одна из попыток Чехова написать роман. Но большой жанр оказался для Антона Павловича… ну, скучным, что ли, а может, затянутым: не зря классик говаривал, что краткость – сестра таланта. В произведении много автобиографических деталей, семья Лаптевых, по мнению многих исследователей, — это образ семьи Чеховых, как бы те жили, если бы не разорились.
Только объем и не позволяет нам назвать эту повесть романом. А так в ней есть все признаки этого эпического жанра: развернутое во времени изображение персонажа в кризисный, нестандартный период жизни – со всеми человеческими страстями (на первом плане любовь), борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. И всё это – в сочетании с чисто чеховской манерой рисовать страсти сдержанными красками, умением 2-3 деталями дать точную характеристику персонажу, с тонкостью описания характеров, ситуаций.
Сыграть такое – непросто, актеров выбирали очень внимательно. Картину отличает поистине блестящий состав: Станислав Любшин, исполнивший главную роль, Юрий Яковлев, Светлана Смирнова, Альберт Филозов, Ия Саввина, Валентин Гафт, Алиса Фрейндлих, Владимир Носик, Сергей Плотников, Николай Пастухов.
Музыку к картине написал композитор Эдуард Артемьев, умеющий так подобрать мелодию, что слов уже не надо, сюжет — а вернее, настроение фильма — становится и так понятным: вспомните хотя бы «Неоконченную пьесу для механического пианино». А снял ленту оператор Михаил Агранович, обладатель премии «Ника» в номинации «Лучшая операторская работа» за фильм «Покаяние» и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Крейцерова соната».
Итак, в Год российского кино, объявленный в России в 2016-м, смотрим «Три года» по повести Чехова и обсуждаем увиденное за чашкой ароматного чая, как уже давно повелось в нашем Чеховском кинозале. Приходите! Будет интересно!