Художник Спартак Глушков: певец родного города.

Share on FacebookShare on VK

Библиотека имени М. Ю. Лермонтова приглашает 14 ноября 2015 года, в 17 часов на вечер «Художник Спартак Глушков: певец родного города». К 90-летию со дня рождения мастера. Вечер ведёт Ольга Голызина (Глушкова)

Спартак Александрович Глушков, коренной ярославец, Заслуженный художник России, прожил трудную и прекрасную жизнь. В его судьбе схлестнулись две силы, два мощных мировых начала, выпавшие на долю всего его поколения. Одно начало – сила разрушения: война, от которой он, юный солдат 1925 года рождения, защищал родную землю, – война, которая потом всю жизнь отзывалась в нём болью старых ран. И другое начало – сила созидания: красота, которой он, талантливый художник, самоотверженно служил до последнего своего часа.

У Спартака Глушкова есть работа «Однополчане», написанная через много лет после войны – в 1990 году. Это, на мой взгляд, не столько свидетельство участника войны, сколько осмысление её. Два солдата, за плечами которых угадывается долгая военная дорога, идут из войны прямо к нам, зрителям. И смотрят прямо на нас. Один – совсем молоденький, с напряжённым, горьким взглядом почти мальчишеских глаз – таким был и сам Спартак, ушедший добровольцем на фронт, не дождавшись 18-ти лет. Второй – по сравнению с ним почти пожилой, тёртый, бывалый, всё видевший, всё переживший. Они смотрят на нас – прямо в глаза нам, ныне живущим. И ответ на их немой вопрос должен быть честным…

Этой страшной войне, недаром названной Великой Отечественной, Спартак Глушков заплатил свою тяжёлую дань. Он храбро воевал, был тяжело ранен. Впоследствии ему ампутировали ногу. Но, к счастью, он остался жив, вернулся в родной Ярославль. И дальнейшая его судьба была уже судьбой художника, была безраздельным служением красоте. Он начинал как живописец, но впоследствии собственный талант, а также встреча с замечательным мастером Владимиром Фаворским, вывели его на другую художественную дорогу. Спартак Александрович стал графиком и в особенности – великолепным мастером гравюры.

Творчество Глушкова – и живописное, и графическое – интересно и разнообразно. Но нам, ярославцам, всё-таки особенно дороги те его работы, которые он посвятил нашему городу. О них я и хочу сейчас хотя бы немного сказать.

Когда смотришь гравюры Спартака Глушкова, посвящённые Ярославлю, то возникает ощущение, что не только художник преданно любил родной город, но и сам город отвечал ему тем же благодарным чувством – с такой безоглядной доверчивостью, с таким острым переживанием прекрасного раскрывается Ярославль в работах Спартака Александровича.

А самым любимым местом в городе для Спартака Глушкова, по свидетельству близко его знавшей журналистки Инны Копыловой, «была церковь Богоявления на площади того же названия. Он рисовал её в разных ракурсах, при разной погоде, подбирая на гравюрных досках различные краски, отчего она то светлела и радовалась, то предупреждала и тревожилась».

Вообще в ярославских храмах, которые с такой любовью рисовал Спартак, была, как сказал искусствовед Юрий Нехорошев, «угадана музыка архитектуры, восходящей к небу».

И что удивительно – древние храмы в гравюрах Спартака не чураются присутствия современных, даже обычных светских, людей, легко сживаются с ними. Вот на работе художника – уникальная колокольня храма Рождества Христова. Через три века пронесла она свою несказанную красоту, пронесла дух создавшего её безвестного зодчего. А рядом с ней на гравюре – люди, видимо, туристы. Суетятся, фотографируют. Но это совсем не смущает трёхсотлетнюю красавицу. Она каменная, но такая тёплая! И гармоничные её линии не высокомерны – они человечны. Как и все храмы в Ярославле, она – и для Бога, и для людей. Ей хорошо с людьми, и людям хорошо с нею.

Не только храмы, но и все старинные здания Ярославля в гравюрах Спартака Глушкова прекрасны: и классически-строгие линии Губернаторского дома (ныне Художественного музея), и тёплый уют бывшего Дома общества врачей… Как будто резец мастера освобождает в них ту не до конца выявленную красоту, что таилась под маской обыденности.

А вот гравюра «Театр имени Волкова». Начало весны. Привычный глазу ярославцев Волковский театр. Но высокие, ещё нагие, деревья, сквозь которые художник смотрит на театр, создают ощущение полупрозрачного занавеса. Он чуть сдвинут, этот занавес – и нам как бы приоткрывается вечная загадка театра в соединении с бурлящей вокруг городской весенней жизнью. Такое вот обыкновенное чудо…

Кстати, я заметила, что на гравюрах Спартака Глушкова почти все старинные здания окружены деревьями. Эти здания как будто естественно растут вместе с деревьями – видимо, гармоничная архитектура так же необходима нашей земле, как и природа…

Спартак Глушков любил свой город весь, целиком – и древний, и современный: и город, полный «застывшей музыки» – архитектуры, и город, полный живыми голосами – детскими и взрослыми. Его зоркий глаз подмечал тонкие оттенки чувств на обычных человеческих лицах. Ему была интересна простая – и такая разнообразная! – человеческая жизнь. Поэтому так много в его работах бытовых уличных сценок – иногда лирических, иногда смешных, но всегда добрых!

Спартак Глушков был очень добрым человеком. И к тому же человеком общественным, не жалевшим своих сил, времени и подорванного войной здоровья ни на воспитание учеников, ни на самоотверженную работу в Обществе охраны памятников истории и культуры, ни на поддержку народных промыслов, ни на многое-многое другое. Недаром его друг, журналист Алексей Ковалёв, после того, как в 1994 году Спартак Александрович ушёл из жизни, написал в память о нём: «Всё мне кажется, что с уходом Спартака Глушкова мы лишились жившего среди нас праведника, без которого, как известно, не стоит ни село, ни город».

Доброе, так много пережившее, сердце Спартака Глушкова, чуткое сердце художника, не могло не отозваться на человеческую беду. И неслучайно в 1992 году, в тяжёлое для России время, у него появилась гравюра «Золотое кольцо России». Название звучит привычно, но на самом деле – горько-иронически. Потому что на этот раз «Золотое кольцо России» – всего лишь фирменная надпись на далеко уже не фирменной, полупустой, сумке бедно одетой старушки, которая одиноко бредёт куда-то вдоль бесконечной серой стены. Жизнь, которая посверкивала когда-то золотым кольцом и обещала надежду уж если не на счастье, то хотя бы на спокойную старость, эта жизнь обернулась для женщины непреодолимой равнодушной стеной, вдоль которой ещё брести и брести… Укол совести – вот что такое эта гравюра Спартака Глушкова!

И так грустно сравнивать эту изображённую художником несчастную россиянку с другой глушковской «Россияночкой» – гравюрой, созданной в 1968 году! Та «Россияночка» была напоена радостью. Она полюбилась очень многим людям, побывала на различных выставках, стала по-настоящему знаменитой! Да, но рисовал-то её Спартак Глушков, по его же признанию, в память и благодарность русским женщинам тяжелейших военных и послевоенных лет – тем женщинам, что спасали физически, согревали духовно, вытаскивали из беды и при этом старались не потерять силы и радости духа! Не потеряли, сохранили – и передали следующим поколениям. Значит, надо верить в эту народную подспудную духовную силу…

Та «Россияночка» 1968 года стала как бы эмблемой творчества Спартака Глушкова. Давайте и сейчас внимательно в неё вглядимся.

Эту гравюру можно назвать тихим символом России. Ни малейшего пафоса, всё очень просто, сердечно, всё соизмеримо с душой человеческой.

В улыбчивом девичьем лице столько душевного здоровья, столько радости, весёлого лукавства, доброты! А явственно ощущаемый зимний – ядрёный, солнцем пронизанный – воздух и заснеженные деревья дополняют ощущение душевной чистоты и ясности. Это Россия, полная сил и молодой свежести.

И в то же время это Россия, не кричащая о себе, не выпячивающая себя. И вязаная рукавичка Россияночки прикрывает рот не только от морозного воздуха. Это милая стыдливость, так свойственная настоящему русскому характеру, особенно женскому, девичьему… Как важно, чтобы всё это не пропало, не разрушилось под натиском железной действительности!

Эта гравюра Спартака Глушкова, её линии, звенящие нежной, но необоримой радостной силой, наполняют сердце надеждой: сохранит – несмотря ни на что сохранит! – себя Россия, не подведёт нас Россияночка!

Приходите к нам, в Лермонтовскую библиотеку, на вечер, посвящённый 90-летию со дня рождения замечательного художника Спартака Глушкова. Беседу о его жизни и творчестве, с показом фотографий и слайдов, проведёт внучка художника Ольга Сергеевна Голызина (Глушкова).

А в зале библиотеки Вы сможете посмотреть выставку работ Спартака Александровича.

Итак, мы ждём Вас в ярославской библиотеке имени Лермонтова в субботу,

14 ноября, в 17 часов.

До встречи!

Ирина Шихваргер, организатор вечера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *