Главная » Центральная библиотека » Вечер «Отец Павел Флоренский: его называли «русским Леонардо да Винчи»

Вечер «Отец Павел Флоренский: его называли «русским Леонардо да Винчи»

15 августа 2013 года, в 18 часов, в Центральной библиотеке имени Лермонтова состоится Вечер «Отец Павел Флоренский: его называли «русским Леонардо да Винчи». Встречу ведут наши гости из города Северодвинска.

Этот вечер посвящается одному из русских гениев и мучеников – Павлу Александровичу Флоренскому. Замечательный представитель культуры России «Серебряного века», священник Павел Флоренский был выдающимся философом, богословом и учёным. Это фигура особая. Прежде всего, особая — по своей судьбе.

Большинство русских религиозных мыслителей после революции были изгнаны или добровольно покинули отечество, и судьба их была связана с русской эмиграцией. Флоренский был одним из немногих, кто остался в своей стране.

Кроме того, Флоренский — это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать. Инженер? — да, тридцать патентов на изобретения в советское время. Философ? — да, один из великолепных интерпретаторов платонизма, один из ярчайших русских платоников. Поэт? — да, может быть, не крупный, но всё-таки создававший стихотворения и выпустивший книгу стихов, друг Андрея Белого, росший в атмосфере символизма. Математик? — да, ученик знаменитого профессора Бугаева (отца Андрея Белого), создавший очень интересные концепции в этой области. Человек, который одновременно со знаменитым теперь петроградским учёным Александром Фридманом и независимо от него пришёл к идее искривлённого пространства. Фридман — отец теории расширяющейся Вселенной, которую он построил на основании уравнений Эйнштейна. И Флоренский очень близко подошёл к этой теории точно в то же время, в 1922 году, работая совершенно в другой части страны.

Отца Павла Флоренского часто называют “русский Леонардо да Винчи”. Отрасли деятельности, в развитие которых он внёс свой вклад: математика, физика, философия, биология, геология, иконография, электроника, эстетика, археология, этнография, филология, агиография, музейное дело, не считая поэзии и прозы. Многосторонность его интересов возникла ещё в детстве. Но когда мы говорим «Леонардо да Винчи», нам представляется величественный старец, как бы взирающий с высоты своих лет на человечество.

Флоренский умер молодым. Арестованный в 1933 году, он исчез. Родные (жена и пятеро детей) очень долго ничего о нём не знали, поскольку в 1937 г. его лишили права переписки. Много позднее стало известно, что в том самом 1937 году он был расстрелян в Соловецком лагере особого назначения.

Люди, которые знали о. Павла Флоренского, говорили, что от него можно было получить обстоятельный ответ практически на любой вопрос в самых различных областях гуманитарных и технических наук. Флоренский был утончённым богословом. Он был историком; хотя историческая тема мало присутствует в его произведениях, но он историк-археолог, он — автор многочисленных небольших монографий, статей по исследованию древнерусского творчества, иконописи, мелкой пластики. Неутомимый труженик, человек, которого уважал и ценил Вернадский. Они шли в одном русле научных исследований. Вернадский шёл как бы сверху, от целостного, глобального видения; Флоренский шёл снизу, в поисках этого глобального видения.

Флоренский был связан с Московским университетом, с планами и институтами по электрификации страны. В то же время Флоренский — преподаватель Московской духовной академии, профессор истории философии, редактор журнала «Богословский вестник». К сожалению, не всё ещё опубликовано из произведений Флоренского. Но сегодня можно сказать, что это фигура, безусловно, огромного масштаба, хотя и вызывавшая и до сих пор вызывающая споры. А споры вызывали все — и Пушкин, и Леонардо да Винчи. Тот, о ком не спорят, никому не интересен.

Так, предваряя встречу в библиотеке, говорят о Павле Флоренском авторы программы вечера – наши гости из города Северодвинска. Кто же они? Это люди разных профессий: инженеры, врачи, наладчики аппаратуры, экономисты и некоторые другие – те, которые 8 лет назад объединились в инициативную группу по проведению культурно-просветительских программ в своём городе. Основным «ядром» стали работники НИПТБ «Онега» (НИИ). После совместных экскурсий, посещений музеев, театров они пришли к мысли о том, что нужно создавать «культурные островки», где можно вместе размышлять над вопросами, о которых задумывались представители подлинной культуры: художники, музыканты, писатели, поэты, философы… Так появилась идея литературно-музыкальной гостиной, предназначенной для встреч «в пространстве и времени», – встреч, которые смогли бы помочь выработать хороший и здоровый вкус к жизни, помочь увидеть подлинную красоту мира. Александр Блок ещё в первые годы 20-го века говорил о начале «порчи русского сознания». По мнению поэта, это «начало» через потерю «языка, подлинной морали, религиозного сознания, понятия об искусстве» в конце концов должно привести к «полному убийству вкуса». А, по словам Елены Камбуровой, «сегодня уцелевает тот, кто чувствует лучшее в наследии выдающихся представителей подлинной культуры».

Начавшись с выступлений во время обеденного перерыва на предприятии «Онега», встречи в литературной гостиной вскоре стали популярными и обрели новую «площадку»: библиотеку научно-технического центра предприятия, где могли собираться не только работники НИИ и завода, но и все желающие.

Основная тема, которая объединяет встречи в литературной гостиной, – это свидетельство о человеке, его стремлении к гармонии, призванию, творчеству, которые коренятся в глубинах человеческой природы. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» – заметил в своё время Лермонтов. Человек так интересен потому, что всё время пребывает в поисках чего-то главного, существенного, того, что называется смыслом жизни.

Организаторы гостиной под руководством инженера Натальи Викторовны Голубевой уже подготовили и провели в Северодвинске большое количество программ, посвящённых, прежде всего, конкретным личностям: Лидии Корнеевне Чуковской, Булату Окуджаве, Елене Камбуровой, Антуану де Сент-Экзюпери, Александру Солженицыну, Марине и Анастасии Цветаевым, Осипу Мандельштаму, Александру Меню, Альберту Швейцеру и многим другим. Постоянно готовятся новые вечера. Для первого выступления замечательной северодвинской группы в Ярославле мы выбрали программу, посвящённую Павлу Флоренскому. Почему? Северодвинск стоит на берегу Белого моря. И совсем недалеко от него, особенно по российским меркам, – в каких-нибудь ста километрах – волны этого моря омывают Соловецкие острова – те самые Соловки, где оборвалась жизнь отца Павла Флоренского. И кому же, как ни талантливым людям с чуткой душой, живущим у Белого моря, рассказать о трагедии судьбы и торжестве духа и разума «русского Леонардо да Винчи», гордости и горечи России – Павла Александровича Флоренского?!

Не пропустите эту встречу. Приходите на вечер!