Вечер из цикла «Достойны благодарной памяти»: «Счастливчик Пенкин»

Share on FacebookShare on VK

Сергей Ильич Пенкин фотоБиблиотека имени Лермонтова приглашает 13 февраля 2016 года, в 17 часов посетить Вечер из цикла «Достойны благодарной памяти»: «Счастливчик Пенкин». Встречу ведёт краевед Ирина Ивановна Зенкина. Этот вечер посвящается памяти замечательного ярославского искусствоведа, художника, краеведа Сергея Ильича Пенкина.

Кто хотя бы раз побывал в Ярославском художественном музее, на постоянной экспозиции, вряд ли забудет обыкновенное чудо, живущее в этих залах: лица, лица, лица… Лица людей, которые давным-давно, около 200 лет назад, ушли из жизни, но остались жить на полотнах художников – и смотрят на нас, и говорят с нами… И при этом мы знаем, что они жили в тех же домах и молились в тех же храмах, рядом с которыми мы часто ходим, – и невидимые нити, идущие через память нашей общей земли, связывают нас с ними.

В этот мир ярославских портретов XVIII-XIX веков мы можем так легко войти благодаря труду и стараниям сохранивших его людей – известных и не очень. И один из тех, кому мы должны быть благодарны за это обыкновенное чудо – искусствовед Сергей Ильич Пенкин. Годы его жизни: 1927 – 2005.

Сергей Ильич Пенкин фотоОн не оставил солидных монографий и не озаботился в своё время приобретением учёной степени. Он просто жил так, что люди со старинных ярославских картин – и утончённый, погружённый в свою печальную думу дворянин Пётр Шубин с портрета работы Дмитрия Коренева; и полный озорной жизненной силы купец Иван Соболев с полотна Николая Мыльникова; и многие, многие другие – становились ему (а через него и нам) близкими.

Конечно, это не происходило само собой. Сергей Ильич многие годы упорно и кропотливо работал в архивах, выясняя биографии художников, устанавливая личности изображённых ими людей. И соотносил свои архивные открытия с реальной жизнью Ярославля. Например, в своё время, уже довольно давно, он мог привести свою знакомую в старый дом и показать ей на стенах обыкновенной коммуналки подлинные работы живописца Коренева, сохранившиеся там, возможно, со времени их написания на рубеже XVIII-XIX веков. Художник как бы продолжал свободно жить в своём родном городе.

А Сергей Ильич Пенкин и сам был замечательным художником. Причём, его рисунки и картины в большинстве своём были связаны с его работой искусствоведа и с его краеведческими разысканиями.

И были темы, особенно близкие Сергею Ильичу как художнику. К примеру, его глубоко волновало всё, что связано с Пушкиным.

Ещё одна тема, которой Сергей Ильич отдал своё сердце – пленительный образ крепостной актрисы, нашей землячки, Прасковьи Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой. Пенкин был членом ярославской историко-культурной общественной организации «Шереметев-центр». Он работал там активно: и как краевед, и как художник. А ещё и как литератор: Шереметев-центр выпустил книжку его стихов, посвящённых и Прасковье, и роду Шереметевых. Надо сказать, что стихи – и лирические, и гражданские – Сергей Ильич писал всю жизнь. И в этом тоже проявлялась талантливость его натуры.

А самый большой успех как художнику Сергею Ильичу довелось пережить в Петербурге в 2005 году, когда благодаря Шереметев-центру в выставочном зале «Смольный» была открыта художественная выставка «Великая земля Ярославия». Работы Сергея Пенкина получили высокую оценку. Он был счастлив. Но, к сожалению, это была последняя радость – через несколько месяцев он умер…

Сергей Ильич Пенкин оставил богатый архив, который ещё ждёт своего исследователя. Его искусствоведческие работы рассыпаны по разным источникам. Но главное и самое драгоценное, что остаётся нам – это память о личности. Потому что наряду со всеми своими дарованиями Сергей Ильич обладал чрезвычайно редким талантом – талантом жить. Он был абсолютно внутренне свободным человеком. Жил так, как считал нужным, сообразуясь только с голосом сердца и совестью человека культуры. Результатами своих научных трудов мог спокойно поделиться со знаменитым искусствоведом, потому что у того было больше возможностей сделать их известными. И потому что для него, Сергея Пенкина, главным было дело жизни, а не упоминание его имени и не признание его авторитета. А когда он получил, наконец, хорошую квартиру в новом районе, то без колебаний обменял её на худший в житейском смысле вариант – комнату в старом доме, зато в историческом центре Ярославля. Потому что ему был важен не комфорт, а погружённость в красоту любимого города.

Известный московский писатель Николай Самвелян приблизительно в 1980-х годах написал повесть «Счастливчик Пенкин». Сергей Ильич там – явно прототип главного героя, Сергея Петровича Пенкина, искусствоведа, живущего в абсолютно узнаваемом городе Ярославле. И главная тема повести – внутренняя свобода человека, воплощённая в Пенкине. Однако, повесть – художественное произведение, и автор по-своему распоряжается там судьбой героя. Его Пенкин – не просто романтик, а «романтик из породы победителей». И не просто счастливый, а ещё и успешный человек.

Реальный же Сергей Ильич Пенкин был далёк от внешнего жизненного успеха. Зато он при всех обстоятельствах оставался самим собой. О нём можно сказать словами Бориса Пастернака:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только – до конца.

Сергей Ильич так и жил. И в своей душевной чистоте, цельности и преданности любимому делу был счастлив. О нём вполне можно сказать: «Счастливчик Пенкин». Именно так мы и назвали нашу встречу, которую проведёт краевед Ирина Ивановна Зенкина.

Приходите на этот вечер! Мы ждём Вас в библиотеке имени Лермонтова в субботу, 13 февраля, в 17 часов.

До встречи!

Ирина Шихваргер, организатор вечера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *