Учимся слушать и слышать друг друга

Share on FacebookShare on VK

27 сентября в 10.30 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) состоялась очередная Библиосреда.

Темой занятия стало – «Библиотечная культура: диалог на равных. Учимся слушать и слышать друг друга», а модератором разговора выступила Светлана Александровна Кузнецова, психолог отдела развития и информационных технологий Центральной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

В ходе беседы нашлось место и теории, и практике. И начали как раз с практических упражнений.

Всем присутствующим предложили взять столько салфеток, сколько захочется. И кто сколько взял, столько фактов и должен был сообщить.

Говорили о работе, о себе, о творческих проектах и людях, с которыми сводила библиотечная деятельность, о новинках, о том, чем живут и дышат в филиалах. Были рассказаны смешные, поучительные и обыденные случаи. Для чего было нужно такое вступление? Но ведь рассказать о себе, о своих мыслях нужно уметь. А искренность и желание идти на контакт – одна из главных составляющих общения.

Далее Светлана Александровна перешла к теории и предложила коллегам презентацию, посвященную умению слушать. Но перед тем, как начать разбираться в методах и приемах, был предложен интерактивный тест, прекрасно иллюстрирующий, как искажается и теряется информация, переходящая от человека к человеку по принципу «испорченного телефона». И стало понятно, почему так важно не просто слушать, но и слышать человека. Мозговой штурм назвали «Что мешает слышать и слушать друг друга?».

Психолог рассказала, что приемы слушания делятся на несколько видов. И каждый из них хорош при определенной ситуации.

Есть направленное, или критическое слушание, слушание эмпатическое, нерефлексивное и  активное. Последний термин, к слову, ввела в обиход психолог Юлия Гиппенрейтер.

Но как же научиться быть хорошим слушателем? Какие приемы можно для этого использовать?

Существует целый цикл таких «фишек», и на занятии участники постарались разобрать большинство, причем не только в теории, но и на практике. «Эхо», «Отзеркаливание», «Суммирование», «Пауза» — каждый из этих методов уместен при том или ином моменте беседы.

Проверить, как усвоена теория, предложили в игровой форме. Игроки, разбившись на тройки, должны были определить каждому свою роль: говорящего, активного слушателя и наблюдателя и провести разговор на любую тему. Слушающему нужно было, реагируя на услышанное, использовать приемы активного слушания. А наблюдатель должен был по окончании беседы проанализировать, насколько разнообразно и верно были применены методы.

Еще одним моментом занятия стал тренинг на проявление эмоций. Каждый получил листок, на котором была написана та эмоция, которую следовало проявить, произнеся любую фразу. А остальные участники угадывали – какое чувство вложил игрок в свои слова.

В заключение Библиосреды методист Елена Николаевна Пчелкина представила коллегам обзор профессиональной литературы «Библиотекарь: консультант, педагог, собеседник», в котором рассказала о работах Е. Гениевой, С. Езовой, С. Бородиной, Л. Дыченко и других.

В книгах речь идет о типологии чтения и читателей, о психологии деловых отношений, коммуникационной культуре библиотек и многом другом.

                                                        

Участники встречи узнали о том, где и как лучше работается сангвиникам, холерикам, флегматикам и меланхоликам, какие дела им успешнее даются; какие типы читателей выделяли Салтыков-Щедрин, Толстой, Гессе, Набоков; также было рассказано о том, какая работа по приобщению к чтению ведется в Централизованной библиотечной системе города Ярославля.

Подводя итог, заведующая отделом развития и информационных технологий Антонина Александровна Герасимова заметила, что в наше время сильно изменились отношения «Библиотекарь — читатель»: исчезло понятие «руководство чтением», всё в библиотеке – от комплектования фонда до общения у кафедры обслуживания – определяется читателем.

— Да, многим, особенно тем, кто много лет работает в библиотеках, трудно привыкнуть к этому, трудно перестраиваться. Но – нужно: это требование времени! А для этого, конечно очень важно то самое активное слушание, которому и была посвящена наша сегодняшняя Библиосреда.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.

 

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, пр-т Толбухина, д. 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *