Спектакль-монолог: Вера, Надежда, Любовь

Share on FacebookShare on VK

rajkova_galinaВера, Надежда, Любовь. Наверное, эти слова — главные в русском языке. И, наверное, неслучайно стали они в России женскими именами. Когда всё рушится и застит небо беда, подымается из глубины земной и сердечной нежная сила, необоримая сила – Вера, Надежда, Любовь.

Этими главными словами назван спектакль-монолог актрисы Рыбинского театра драмы Галины Михайловны Райковой. О чём спектакль? Об уральской деревне Верховино, о живущих там женщинах. Об их судьбах во время и после Великой Отечественной войны.

Разные судьбы. О каждой – отдельный рассказ. Все истории в спектакле – подлинные, судьбы – реальные. Галина Михайловна Райкова, не только исполнитель, но и автор сценария спектакля, — сама родом из деревни Верховино. Женщины, о которых она говорит, — из поколения её матери или несколько старше. Она их знала или слышала рассказы о них. Но, однако, спектакль-монолог Галины Райковой – это не собрание житейских историй. Жизненная, бытовая правда каждого рассказа-судьбы волшебным образом переходит в высокую поэзию. Такое возможно только в хорошей народной песне.

Вот одна из героинь спектакля, Марья – солдатская вдова с четырьмя детьми – косит ночью (а больше-то и некогда!) траву для коровы-кормилицы. И слышится в глухой ночной тишине: «Отче наш, еже еси на небеси – вжых, размах на всю ширь, — Да святится имя Твоё, — вжых – Иванушка-солнышко, да как же я без тебя детушек подниму, — вжых – и не поймёшь, то ли поёт, то ли молится, то ли причитает, а только травы ей в пояс кланяются и белая фигура над покосом парит…» Может, видение, а может и впрямь убиенный Иван Марье своей помогает, оберегает её: «А и то, где же ей одной такую уйму сена заготовить».

А вот совсем простой рассказ о том, как одинокая женщина Лиза привезла к себе в дом на тачке выданного ей по военной разнарядке для выхаживания доходягу-трудармейца. (О трудармейцах, об их непосильной, нечеловеческой работе на уральских заводах во имя Победы Галина Райкова рассказывает тут же – коротко и ярко). Безнадёжного доходягу Лиза выходила – по-крестьянски, по-бабьи, без всяких сантиментов. А он поправился да и женился на ней, «а потом Коля, Коленька, Богом данный долгожданный сыночек» родился. Всё очень просто в этой истории. Но за простотой и краткостью вроде бы немудрёного рассказа у Галины Райковой ощутима такая бездна невысказанного: смирения, нежности, терпения, любви…

В спектакле, который можно назвать «повествованием в судьбах», действие доходит до наших дней – для того, чтобы не прервалась ниточка памяти. А ведь может прерваться! Или, скорее, незаметно подмениться: с живой на искусственную, казённую, неживую… Противоядием от этого – от мертвящей человеческую душу пошлости, от плоского беспамятства – служит спектакль «Вера, Надежда, Любовь»: талантливый, честный и глубоко поэтичный монолог Галины Михайловны Райковой.

Методист Центральной библиотеки имени Лермонтова
ЦБС города Ярославля
Ирина Хоновна Шихваргер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *