Презентация нового выпуска журнала «Углече поле»

Share on FacebookShare on VK

12_ugleche_pole155 февраля в 15.00 Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова принимала гостей: здесь состоялась презентация нового номера журнала «Углече поле».

Открывая встречу с прекрасным (выпуск издания посвящен истории одного музея), директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова отметила, что такие мероприятия уже стали для Центральной библиотеки традиционными, однако в рутину не превратились. Напротив, каждая встреча становится событием в культурной жизни Ярославля – как и выпуск журнала в культурной жизни всей области.

Светлана Юрьевна поблагодарила сотрудников редакции «Углече Поле» за их поистине героический труд – во многом основанный на энтузиазме, и подчеркнула, что данная презентация – первая в Ярославле.

12_ugleche_pole14

А впервые читателям представили этот выпуск в Рыбинске, что неудивительно, ведь героем большинства журнальных публикаций стал Рыбинский музей-заповедник, вернее, те предметы, что хранятся в его фондах.

12_ugleche_pole04Номер вышел в свет в самом конце 2015 года – в год, когда Рыбинский музей отмечал свое 105-летие. Хоть это и не очень круглая дата, как с улыбкой пишет О. Гржибовская,  вспоминая историю музея и обозревая его настоящее («Дом для наслаждающихся и просвещенных»), однако для жизни города, да и области – весьма значимая.

Сохранение культуры – вопрос, волнующий многих: в новом номере «Углече Поле» об этом пишет В. Горошников («Камни Мологи»). А потому хотелось бы, чтобы люди чаще приходили в музей. «Если бы каждый житель нашей области побывал у нас, мы бы не знали проблем с посещаемостью», — посетовал, обращаясь к собравшимся в Лермонтовской библиотеке читателям, заместитель директора музея-заповедника Сергей Николаевич Овсянников. При этом он отметил, что как раз такие вот издания и помогают привлечь людей в музей.

12_ugleche_pole07— А нам есть что показать. Мало кто знает, что у нас в собрании масса вещей из Петроградского музейного фонда. И многие из этих вещей украшены гербами. Атрибутировать эти геральдические знаки нам помогла старший научный сотрудник Отдела нумизматики Эрмитажа Елена Яровая. Рассказ об этом вы найдете на страницах журнала («Геральдические загадки в Рыбинском музее»).

Однако, по сравнению с прошлыми годами, ситуация выправляется, тех, кто хочет приобщиться к культуре, становится всё больше. Немалую роль в этом играет и умение сотрудников музея комплектовать выставки и делать интересные экспозиции, подавать по-новому давно знакомые публике предметы. О том, как формировалась и как пополняется коллекция музея, рассказывает Н. Смирнова («Взгляд изнутри»).

Кстати, такой выпуск — знаковый, согласитесь? — и открывается по-особому: со словами приветствия к читателю на его страницах обратились давний друг библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, поэт Юрий Кублановский, и советник Президента России Владимир Толстой.

О том, что еще вошло в очередной номер, кто стал его авторами, что объединило отдельные материалы в одно общее целое – новый журнал,  рассказал главный редактор Алексей Юрьевич Суслов.

12_ugleche_pole02— Главная особенность именно этого выпуска — тема, которой посвящено издание. Мы решили заняться необычной для нас историей – не города или уезда, а историей музея, — заметил А. Суслов.

Музей составляется из двух неотъемлемых частей: это вещи, экспонаты – и люди, хранители и исследователи. Так вот, выпуск отдает должное и тем, и другим.

Статьи издания рассказывают о людях, создававших экспозиции (О. Тишинова «Первый научный сотрудник», Г. Михайлова «Со знанием музейного дела», Е. Ермолин «Принцип подвига». Алексей Золотарев в Рыбинске», И. Ковалева «Хранитель»), и о людях, чьи судьбы сами стали предметом интереса Ее Величества Истории (Е. Нестерова «Наши люди в Петербурге», Е. Соснина-Пуцилло «Иловна и ее обитатели», А. Козлов «Молчаливые свидетели страшных дней», А. Мусин-Пушкин «Семейный музей» Мусиных-Пушкиных», С. Овсянников «Последний из Кукрыниксов»).

12_ugleche_pole06

Здесь можно найти материалы как об отдельных жемчужинах собрания музея (С. Овсянников «Рыбинское кресло Екатерины Великой», А. Клопов «История ватутинского кирпича») так и о коллекциях тех или иных предметов, документов (Е. Лебедева «Пряничные доски – печатные пряники», Г. Михайлова «Разбирая поблекшие карточки…», О. Гожалимова «Полковые реликвии 182-го Гроховского полка», Н. Коновалова «Война и мир» в изделиях из фарфора»).

Есть тут и рассказ о дружбе двух журналистов – Алексея Суркова и Михаила Савина (Е. Федорова «Жизнь бессмертна и непобедима»), и кинематографическая история отдельных экспонатов (О. Гожалимова «Комната старого князя Болконского»), и расследование тайн молчания старых портретов (И. Кочуев «Уединенный командор, или о чем молчат старые портреты»).

12_ugleche_pole01

Кстати, коллекции картин и икон в собрании музея посвящено больше всего публикаций. Так, Е. Сворцова рассказывает об истории одного крымского пейзажа («Крымский дворец глазами романовского мещанина»), И. Хохлова изучает авторские надписи на иконах («Писал сей образ изограф…»), Г. Аксенова рассказывает о выдающемся русском художнике-археологе («Федор Солнцев – гений русского стиля»), Н. Горшкова делает обзор архива рыбинской художницы М.И. Камчаткиной («ХХ век: время, события, судьба»).

12_ugleche_pole05

Одна из самых интересных и даже, не побоюсь этого слова, романтичных оказалась статья О. Тишиновой «Спящая» проснулась». В материале нашлось место и истории любви – живого мужчины к написанной красками девушке, и истории жизни удивительной красавицы и талантливой певицы, героини портрета – М.Н. Кузнецовой-Бенуа, и истории самого полотна, которое написал художник-передвижник Николай Кузнецов. Нет смысла рассказывать в подробностях эту красивую и немного грустную историю – лучше прочитать статью в новом номере «Углече поле», обложку которого и украшает репродукция картины «Спящая».

Вообще, иллюстрации в журнале – особый разговор. Прекрасно выполненный полиграфически, он замечателен еще и тем, что дает в руки внимательному читателю уникальный визуальный материал. В этом номере вы найдете старинные фото (например, фотографии Анны Тимиревой в молодости и на съемках «Войны и мира»), роскошные репродукции живописных полотен (в том числе – семейных портретов Мусиных-Пушкиных, работы З. Серебряковой и т.д.), зарисовки и иллюстрации к повестям и романам, фотокопии исторических документов.

12_ugleche_pole12

Как отметил Виктор Иванович Ерохин, заведующий отделом галереи «Под Благодатным Покровом», некоторые фотографии невозможно держать в экспозиции: выцветают, становятся ломкими… И кто их видит? А вот опубликованы они на страницах журнала – и вышли к зрителю. Это – потрясающий пример сохранения исторической памяти. Виктор Иванович также особо указал, что номер получился очень музейным, причем, статьи написаны и отредактированы на очень достойном уровне, хотя все знают, в какой спешке, бывает, сдается журнал.

О том, насколько тщательно выверяются материалы, какая колоссальная работа стоит за каждой статьей, за каждой страницей, говорил выпускающий редактор нового номера журнала Виктор Валерьевич Бородулин.

12_ugleche_pole08Виктор Валерьевич порадовался энтузиазму авторов: «Они не красовались. Им искренне хотелось поделиться тем, что они знают, так хотелось поделиться! И это чувствовалось во всех материалах». А слушатели порадовались за редакцию: по словам В. Бородулина, уже сформированы несколько редакционных портфелей, скоро выйдет очередной номер, посвященный 75-летию Угличской ГЭС, а в перспективе создатели подумывают о специализированном выпуске о Ярославле.

12_ugleche_pole10

Это будет очень большой вклад в ярославское краеведение, считает бывший редактор «Северного края» Андрей Вениаминович Григорьев. Для него многие темы, о которых писал и пишет «Углече Поле», близкие и знакомые: когда-то об этом писала главная областная газета «Северный рабочий» (позже переименованная в «Северный край»).

12_ugleche_pole09

Светлана Владимировна Кистенева, сотрудник Угличского музея-заповедника, обратила внимание участников встречи на то, что статьи в журнале написаны иначе, чем, скажем, статьи в путеводителях. Из такого издания можно узнать гораздо больше, информация будет глубже и серьезнее, и такое сочетание в популярном журнале встретишь нечасто.

12_ugleche_pole11

А Ольга Николаевна Скибинская, преподающая в ЯГПУ издательское дело, отметила высокое качество журнала с точки зрения полиграфии, подчеркнув, что этот момент важен не меньше текстов и иллюстраций.

— Иногда просто больно становится: берешь в руки издание, приходишь в ужас от того, как оно сделано, и понимаешь, сколько на него истрачено денег – в общем-то впустую. Про «Углече Поле» такого не скажешь: это издание держишь в руках и получаешь истинное эстетическое наслаждение!

Кстати, об эстетическом наслаждении. Надо заметить, что, помимо собственно журнала, полного интереснейших материалов, статей-открытий, участников презентации всегда ждет какой-то сюрприз. И этот вечер не стал исключением. В гости к издателям, библиотекарям и читателям пришли музыканты.12_ugleche_pole13

Стас Майнугин и Олег Анохин показали несколько музыкальных номеров, в том числе – вариации на тему русских и советских песен, прозвучавших в необычной джазовой обработке. А еще гости поделились своим впечатлением от журнала, который читают давно и с удовольствием. Стас Майнугин даже рассказал семейную историю о большом концертном рояле, который, вполне возможно, стоит в Рыбинском музее.

— Его купила бабушка, которая хотела, чтобы отец учился играть. Но папа не особенно стремился к урокам, а когда бабушка пыталась его наказать, приспособился под этим роялем прятаться. Рояль-то был большой. Потом папа учился в Ярославле, его родители поменяли квартиру – и рояль подарили музею, располагавшемуся тогда в рядах Мытного рынка.

Станиславу Вадимовичу тут же было предложено написать об этом статью, музыкант обещал подумать.

12_ugleche_pole03

Вообще, в этот вечер, так уж получилось, музыкальные номера то и дело сменялись рассказами – о блюзе и джазе, об истории и литературе, о том, как рождались мелодия и стихи его «Блюза черного хлеба», голосами каких народов звучит «Ростовская мистерия». А потом джазмен и вовсе устроил публике интерактив – исполняя свою композицию «Квази тутто», попросил зрителей отбивать ритм аплодисментами.

Звуки саксофона и мелодия фортепиано, в умелых руках Олега Анохина больше напоминавшего полноценный оркестр, завершили презентацию нового выпуска журнала «Углече Поле».

12_ugleche_pole15

Ярославия, прямо сказать – не обижена яркими событиями вообще и в культурной сфере в частности, но такие вот встречи, как этот февральский вечер, традиционно становятся заметными и значимыми всплесками, выделяющимися на общем фоне.

Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *