Главная » Центральная библиотека » Презентация нового номера журнала «Углече Поле»

Презентация нового номера журнала «Углече Поле»

cb_ugleche_119 февраля в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошла презентация нового номера журнала «Углече Поле».

Вышло издание в конце прошлого года, став третьим номером за 2014-й год, который, как вы помните, был объявлен Годом культуры. Выступая с приветственным словом, директор ЦБС города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова это особенно отметила.

— Мне кажется очень символичным и неслучайным, что издание, родившееся в Год культуры, мы представляем в нашей библиотеке уже в Год литературы.

Новый выпуск посвящен музыкальной культуре Ярославского края. Впрочем, если в статьях и заметках звучат такие имена, как Шаляпин, Собинов, Любимов, то впору говорить уже о мировой культуре. Кстати, и вдохновительница этого номера — тоже звезда мирового уровня. Это Любовь Казарновская, Почетный гражданин города Углича, инициатор массы культурно-музыкальных проектов, призванных воскресить провинцию, показать ее всему миру. Ее обращением к читателям открывается новый номер «Углече Поле».

cb_ugleche_2

Редактор журнала Алексей Суслов, представляя издание, вспомнил историю появления журнала, поблагодарил постоянных авторов, среди которых немало известных имен (но об этом позже), обрисовал перспективы и планы. Следующий номер будет посвящен русскому романсу, и Алексей Юрьевич, пользуясь случаем, пригласил к сотрудничеству всех, кто может рассказать что-то интересное о бытовании этого песенного жанра на Ярославской земле.

Вы думаете, что ничего нового тут уже не обнаружишь? Вы ошибаетесь! Кто ищет, как известно, всегда найдет. А иногда и искать не приходится, сведения словно сами идут в руки. Именно так рассказывала о пополнении коллекции дома-музея Леонида Витальевича Собинова директор этого учреждения Алла Аносовская. Ее статья об Орфее русской сцены — так называли нашего земляка — опубликована на страницах нового номера журнала. А еще Алла Васильевна сообщила, что скоро дом-музей будет открыт для посетителей.

cb_ugleche_3

— Мы ведь давно на реконструкции. Но до сих пор у нас заказывают экскурсии, до сих пор в дом-музей пытаются попасть. Значит, это людям нужно, не так ли? А пока мы были закрыты, в коллекции появилось очень много нового. Мы даже и не предполагали, что есть что-то, чего мы о Собинове не знаем. Самое же интересное, что экспонаты к нам словно притягивало: наверное, Леонид Витальевич нам незримо помогал. Одним словом, вас ждет совершенно новый музей.

Еще одна статья журнала, и тоже о Собинове, принадлежит перу Евгения Ермолина, профессора ЯГПУ имени Ушинского. Евгений Анатольевич, присутствовавший на мероприятии и рассказавший о своей работе, на сей раз примерил на себя роль детектива, попытавшись разгадать загадку смерти великого певца. Удалось ли это ему — решать вам, читатель…

cb_ugleche_4

Есть в номере публикации о музыкантах и циркачах, о поэтах и театральных мастерах. Одни статьи о людях известных — о Шаляпине, о Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Другие — об именах не столь громких: вы слышали об Александре Бантышеве, Платоне Радонежском, Владимире Касторском? А ведь последнего, как и Собинова, называли мастером bel canto!

cb_ugleche_12

Но о каждом авторы — а среди них и профессор Маргарита Ваняшова, и методист юношеской библиотеки Светлана Левагина, и научный сотрудник Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Татьяна Ерохина — пишут с неизменной теплотой и искренним интересом как о людях родных, близких, до мелочей знакомых!

cb_ugleche_5

Выступая на презентации, Светлана Левагина говорила о Прасковье Ковалевой-Жемчуговой так горячо и страстно, что Алексей Суслов заметил:

— Вам, Светлана Николаевна, надо обязательно с Любовью Казарновской познакомиться. Она тоже исключительно трепетно относится к этой удивительной женщине и актрисе. Вы бы с Любовью Юрьевной, думаю, часа бы три проговорили!

Те же увлеченность и пылкость звучали и в выступлении Людмилы Зуммер. Людмила Александровна много лет изучает жизнь и творчество отца Василия Зиновьева, «русского Баха», как о нем говорили современники. Василий Зиновьев — русский духовный композитор, наш земляк, ярославец, автор массы очень интересных и по сей день актуальных музыкальных произведений.

cb_ugleche_6

— Его так уважали и ценили в Ярославле, что и после революции, в богоборческие годы, разрешали проводить концерты духовной музыки. А в то время такое возможно было только в Москве или Петрограде. В провинции же этот жанр был под запретом. Для отца Василия сделали исключение. И ведь где проводились концерты? В школе имени Карла Маркса и в клубе имени Ленина! Представляете?!

Людмила Зуммер — не только автор вдумчивой и глубокой статьи, которую она назвала «Добровольный пленник музыки». Она — владелец уникальной коллекции фотографий, и на многих этих фото — отец Василий Зиновьев, которого, по собственному признанию, Людмила Зуммер на фото видит сразу, даже в большой толпе. Так было и с теми снимками, что опубликованы в журнале.

— Эти осанка, фигура, этот взгляд, озорной, мальчишеский… Отец Василий хоть и был духовной персоной, но натуру имел вольную — цыганская кровь давала о себе знать. Но за его талант ему прощалось многое.

cb_ugleche_7

Кстати, цыганские корни и у еще одного героя нового номера. Юрий Петрович Любимов, гениальный режиссер, создатель собственного театра — знаменитой Таганки, постановщик грандиозных оперных спектаклей на лучших мировых площадках — наш земляк.

Он родился в Ярославле, а корни его — из даниловских мест. Там когда-то в деревне Абрамово (ее больше нет) стоял дом деда. Позже строение перенесли в Данилов. Именно там и побывал Юрий Петрович в 2011 году. Об этой поездке, о семье режиссера, его детских воспоминаниях рассказывает материал Руслана Армеева, посвященный памяти великого мастера.

cb_ugleche_8

Вторая статья о Любимове — «Любовь к лошадям» — написана Евгением Ермолиным. Евгений Анатольевич анализирует значение музыки в творчестве Любимова и замечает: «Мне почему-то кажется, что музыкальные синкопы Юрия Любимова пришли с ним в театр не из немецкой социальной зонг-дидактики Брехта и даже не из старовахтанговского закавказского чародейства, а от деда-цыгана». А ведь верно: если проследить путь самого Любимова и путь Таганки, полные страстей и ярких эмоций, то можно найти массу подтверждений этим словам.

cb_ugleche_10

Как видите, новый номер «Углече Поле» получился, как обычно, насыщенным, интересным и, несмотря на заявленную специализацию на музыкальном вопросе — очень разносторонним, разноплановым. Изюминкой же самой презентации стали музыкальные антракты между выступлениями авторов и читателей: звучали романсы на стихи Лермонтова, Рязанова, Цветаевой.

cb_ugleche_11

Эти вокальные номера стали своего рода мостиком к следующему номеру журнала — помните, вначале я говорила, что планируется издание, посвященное русскому романсу? Каким будет этот выпуск? Можно предполагать всякое, но одно известно точно: он будет качественным, глубоким, полным новых исследований и открытий, каким, впрочем, и всегда бывает «Углече Поле».

cb_ugleche_13

Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А. П. Чехова.