Лицейский урок «Лермонтов-студент»

image00123 октября в 15.00 в читальном зале Центральной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова пройдет лицейский урок «Лермонтов-студент».

Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
твоих сынов заносчивые споры:
О Боге, о вселенной  и о том
Как пить: ром с чаем или голый ром…
Их гордый вид пред гордыми властями,
Их сюртуки, висящие клочками…

Под своды университета Лермонтов вошёл в начале сентября 1830 года. Сегодня здание университета на Моховой – одно из немногих дошедших до нас в таком виде, которым видел его поэт. Это так называемый главный корпус, выстроенный по проекту М.Ф. Казакова в 1786-1793 годах.

Каким был Московский университет в те годы? Современник поэта писал: « Мы, юноши… смотрели на университет как на святилище и  вступали в его стены со страхом и трепетом… Наш университет  в Москве был святилищем не для одних нас, учащихся, но и для их семейств и для всего общества. Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого. Москва гордилась своим университетом, любила студентов, как будущих самых полезных, может быть, громких, блестящих деятелей общества».

Участники встречи узнают, что учёба в Императорском Московском университете стала важнейшим периодом жизни Лермонтова. Именно благодаря лекциям в Московском университете и — позднее  — в  Гвардейской школе, Лермонтов по-новому сумел взглянуть на военные походы. Для него они отныне приобретают характер научных экспедиций. А направлением таких походов в те годы был Кавказ, рубеж культур Востока и Запада.

К Востоку в первой трети 19 века пробудился особый интерес. Появилась новая наука — ориентализм, завораживал и манил Египет, где обнаружилась неведомая и богатейшая цивилизация. Лермонтов тоже с детства интересовался Кавказом и Востоком (вспомним его юношеские поэмы, например). Он писал о себе:

«Не веры я ищу – я не пророк,
Хоть и стремлюсь душою на Восток»

Понятно, что Михаил Юрьевич не мог не заинтересоваться востоковедением. В университете он слушал специалистов по этой отрасли знаний – профессоров Болдырева  и Карнаухова, а во втором семестре 1831-32 годов курс теории изящных искусств  и архитектуры начал читать профессор Надеждин, который также был тесно связан с культурой Древнего Востока.

Можно сказать, что учеба в университете сделала из поэта настоящего востоковеда – учёного, владеющего «татарскими» языками народов Кавказа и знатока этнографии этого региона. Тем более, что Лермонтову, при его отличном знании иностранных языков, была широко доступна и западно-европейская литература путешествий по Востоку.

Восток — это только одна сфера интересов Лермонтова-студента, но не единственная. Как учился поэт? С кем дружил? Какие еще науки изучал и к чему проявлял склонность? Об этом и многом другом расскажет Лицейский урок.

Светлана Нечай,
библиотекарь Центральной библиотеки
имени М.Ю. Лермонтова,
ведущая встречи.

Лицейский урок «Лермонтов-студент»: 1 комментарий

  1. Людмила

    В поэме «Сашка» Лермонтов и серьёзно, и с юмором пишет об университете:
    Святое место! помню я, как сон,
    Твои кафедры, залы, коридоры,
    Твоих сынов заносчивые споры:
    О боге, о вселенной и о том,
    Как пить: ром с чаем или голый ром;
    Их гордый вид пред гордыми властями,
    Их сюртуки, висящие клочками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *