Лермонтовские дни в Ярославле. Лермонтовские чтения. День второй. О литературе и не только

12_cteniya_2day1 14 октября в Центральной библиотеке города Ярославля, носящей имя Михаила Юрьевича Лермонтова, прошел второй день 15-х Лермонтовских чтений.

Открылся он приветствием директора Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светланы Юрьевны Ахметдиновой, традиционным зажжением Лермонтовской свечи и романсом «И скучно, и грустно» в исполнении Олега Погудина, причем замечательное музыкальное произведение сопровождалось не менее замечательным видеорядом, в котором были и портреты Лермонтова, и его рисунки, и виды мест, где поэт бывал.

Как оказалось, этот видеоклип словно бы сконцентрировал в себе суть второго дня чтений – потому что участники говорили и литературе, и об истории, и о живописи.

12_cteniya_2day11

Прежде всего, конечно, было литературоведение. Двое докладчиков провели сравнительный анализ произведений Михаила Юрьевича Лермонтова и Антона Павловича Чехова.

Известно, как Чехов ценил Лермонтова, удивляясь, как такому молодому, в общем-то, человеку удается точно и ярко подбирать слова, выстраивать образы и сюжеты. Неудивительно, что лермонтовское творчество отразилось в творчестве Чехова. Но – очень и очень своеобразно.

12_cteniya_2day2

Например, Алла Георгиевна Головачёва, старший научный сотрудник отдела по изучению и популяризации творческого театрального наследия А. П. Чехова Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина» («Так бурей брошенный челнок…» Лермонтовский мотив в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова») считает, что образ Епиходова — это ироническое преломление темы романтического одиночества Лермонтова. Эту точку зрения она выводит, опираясь на слова персонажа: «Судьба относится ко мне без сожаленья, как буря к небольшому кораблю». Сама цитата восходит, скорее, к басням Ивана Дмитриева, с которыми Чехов был хорошо знаком и частенько использовал их мотивы в своих произведениях. Однако уверенно можно говорить и о промежуточном звене – поэзии и образах Лермонтова.

В поэзии Лермонтова челн (тоже небольшой корабль, в общем-то) — символ гонимого бурями одинокого неприкаянного человека, образ лодчонки в буре – мотив покорности судьбе. И парус Лермонтова – «Белеет парус одинокий…», тоже вписывается в это сравнение. Только у Лермонтова оно романтическое, высокое – а у Чехова намеренно приниженное. 22 несчастья – таково прозвище Епиходова. Но несчастья его — не трагедии или драмы, как у романтиков, а мелкие неприятности бытового свойства. Хотя, пожалуй, донимать человека такие мелочи могут ничуть не меньше вселенских трагедий.

Но интересно, замечает Алла Георгиевна, что одинокий, «разлаженный» Епиходов – единственный в пьесе, кто остался при деле и после продажи сада.

12_cteniya_2day3

О Чехове и его рассказах, сравнивая их с прозой Лермонтова говорила еще одна гостья из Москвы – Елена Евгеньевна Яблонская, соискатель Литературного института имени А.М. Горького, член Союза писателей России («Курортный хронотоп» — «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтова и рассказы А. П. Чехова «Дуэль», «Зеленая Коса» и др.»). И опять – то же намеренное принижение, развоплощение пафоса.

Первое произведение, которое приходит на ум, когда мы говорим о курортном хронотопе – конечно же, «Дама с собачкой». Но повесть эта изучена давно и очень тщательно, а потому основной акцент Елена Евгеньевна сделала на малоизвестном рассказе «Зеленая Коса» и самой лермонтовской повести – «Дуэль».

В «Дуэли», по мнению докладчика, идет противостояние, подобное тому, что мы видим у героев «Княжны Мери». Но если у Лермонтова в постоянном поединке мужчины и женщины, то у Чехова дуэль (не зря, не зря автор отстаивал именно это название, когда Суворин предлагал «Ложь»!) идет между носителями разных мировоззрений, независимо от пола. Многие персонажи имеют явное сходство: Надежда Федоровна, как и Вера, больна чем-то неопределенным. Мать Мери, княгиня Лиговская, имеет много общего с Битюговой.

Точно так же много общего у персонажей «Героя нашего времени» с действующими лицами «Зеленой Косы». И вновь – инверсия, «выворачивание» лермонтовского произведения.

Тут есть свой Печорин: Егоров, он военный, симпатичный, и тоже на него часто находит желание поязвить. Тут есть заговор – но не против местного Печорина, а в его пользу. Тут есть девушка, романтично настроенная – но не бросающая вызов обществу, как это было бы во времена Лермонтова, но наоборот, видящая романтику в покорности воле отца. Пафос снижается, пародия на романтические претензии и ложно понимаемый романтизм глубоко зашифрованы.

12_cteniya_2day5

К слову, Антон Павлович очень любил наделять женщин-героинь чертами знакомых мужчин и наоборот (в «Зеленой Косе» мать-княгиня властная, как отец писателя, Павел Егорович Чехов, да и отчество у нее — Егоровна). Тоже своего рода ирония.

И хотя Лермонтов был, конечно же, ярким представителем романтического течения, он, конечно же, оценил бы чеховскую иронию, ибо и сам был не чужд насмешке (его Печорин в этом смысле весьма показателен). Современники отзывались о поэте весьма и весьма неоднозначно. Кто-то считал его желчным, злым, язвительным, готовым уколоть в самое больное место. Другие видели в поэте светлого задумчивого юношу, погруженного в себя. Третьи называли Мишеля душой компании, весельчаком и балагуром.

Описания и характера, и внешности Лермонтова порой противоречат друг другу. И даже портреты – в том числе и прижизненные – не дают нам четкого представления о том, как же выглядел этот молодой человек, так ярко сверкнувший в нашей литературе.

12_cteniya_2day9

Может быть, можно понять, как выглядел поэт, если просмотреть его портреты, один за другим? Но они разбросаны по всей России и миру… Но скоро сделать это будет нетрудно: на Лермонтовских чтениях состоялась презентация проекта книги-каталога «Образ М. Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве: Портреты», которую готовит к печати Михаил Николаевич Ланцов, библиограф Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Ярославль).

В будущем издании будут собраны многие прижизненные и посмертные портреты, работы современных художников. Читатель найдет в каталоге справку об авторах работ, а также указания на то, где хранятся полотна, репродукции которых поместить в книгу не представляется возможным.

12_cteniya_2day10

А вот Наталья Михайловна Улитина, аспирант кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина, департамент искусствоведения и культурологии (Екатеринбург) в своем рассказе «Взгляни на этот лик; искусством он небрежно на холсте изображён…»: очерк из истории одной из екатеринбургских библиотек» познакомила слушателей с удивительной историей.

В Екатеринбурге до 90-х годов была библиотека, носившая имя Лермонтова (в эти годы ее присоединили к другой библиотеке, и она утратила свое имя). В детстве и юности Наталья Михайловна там не раз бывала и запомнила картину, изображавшую поэта.

— Помню, как следили его глаза за посетителями, как, глядя на многочисленные мероприятия, проходившие здесь, он будто говорил нам: «Печально я гляжу на наше поколенье…», словно бы предчувствуя эпоху кардинальных перемен, что наступила в 90-е годы.

А потом портрет пропал. И Наталья Михайловна решила его разыскать. История этих поисков и стала темой ее сообщения, а также в него вошел рассказ о художнике, делавшем копию с прижизненного портрета поэта, первого его изображения в военной форме.

Кстати, картина нашлась в прошлом году. Она требует поновления, даже – реставрации, но находка словно подтолкнула жителей города: общественность решила добиваться возвращения имени Лермонтова библиотеке, когда-то его носившей.

Сообщение Н. Улитиной перекинуло мостик от живописи к истории, которой отдали дань трое докладчиков. К сожалению, все три сообщения были заочными, авторы не смогли присутствовать на Чтениях.

12_cteniya_2day4

Светлана Дмитриевна Нечай, библиотекарь Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Ярославль) подготовила рассказ под названием «Я еду в страну чудес Восток», где на примере хронологии стихов Лермонтова, посвященных Востоку, делается небольшой обзор-очерк русской ориенталистики. С мыслями Светланы Николаевны участников Чтений познакомила Наталья Ивановна Фондо, главный библиотекарь Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова.

12_cteniya_2day6

Следующий заочный доклад был озвучен Антониной Александровной Герасимовой, возглавляющей отдел развития и информационных технологий.

Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, преподаватель Ставропольского краевого художественного училища (Ставрополь) в сообщении «Судьбы лермонтовских реликвий в 19-21 вв.» рассматривает вопрос работы с документальными первоисточниками, к которым, по мнению автора, необходимо отнести и мемориальные предметы. К сожалению, замечает В.Н. Соколов-Лермонтов, первоисточники В изучаются недостаточно, с ними мало кто работает. А ведь одно собрание Владимира Михайловича Лермонтова, внучатого племянника поэта, могло бы дать очень много тем для исследования и размышления! Может быть, лермонтоведов ждут сенсации?

Ну, а у нас на Чтениях своя сенсация, можно сказать, как раз и случилась. Таковой стало заочное сообщение Екатерины Леонидовны Сосниной, кандидата исторических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского Государственного Технологического университета, научного сотрудника Государственного музея-заповедника Лермонтова в Пятигорске (Пятигорск).

12_cteniya_2day7

Поделиться сенсацией с коллегами и участниками Чтений повезло библиотекарю Центральной библиотеки имени Лермонтова Елене Николаевне Пчелкиной.

Е.Л. Соснина на примере небольшой работы Лермонтова «Парус» рассуждает на тему, мог ли М. Ю. Лермонтов бывать в Ярославской губернии, в частности, в Переславле? Вместе с бабушкой Мишель бывал в паломнических поездках в Троице-Сергиевой Лавре, а в Переславле в те годы тоже было немало святых мест. К тому же, на работе Лермонтова изображен город, удивительно похожий на Переславль тех лет. А гравюры, с которой поэт мог бы срисовать пейзаж, пока что не найдено.

12_cteniya_2day8

Во второй день прозвучали также два доклада Натальи Ивановны Фондо, главного библиотекаря Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Ярославль). Она осветила международные страницы истории ярославских Лермонтовских чтений и подготовила обзор «Лермонтовская книжная коллекция Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова города Ярославля». Некоторые из книг, упомянутых ею, можно было видеть на книжно-иллюстративных выставках «Лермонтовский свет на Ярославской земле» и «Книги с автографами из Лермонтовского фонда Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова».

12_cteniya_2day12

… Литературоведение, история, живопись, искусствоведение, краеведение, музыка (Наталья Улитина исполнила свой романс, посвященный Лермонтову) – вот сколько самых разных наук и искусств затронули участники 15-х Лермонтовских чтений! Делается богаче не только география участников, но и география, так сказать, наук: Лермонтов оставил след почти в любой сфере человеческого знания. А если в какой-то области ничего такого нет – так это пока. Исследователи жизни и творчества поэта останавливаться на достигнутом не намерены.

Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *