Главная » Рецензии » Колабухин Владимир. Гришуткин сад: рассказы

Колабухин Владимир. Гришуткин сад: рассказы

Колабухин Владимир. Гришуткин сад: рассказы


Колабухин, В. Гришуткин сад: рассказы / Владимир Колабухин. – [б.м.]: Издательские решения, 2017. – 78 с.
Как ведет себя человек в ситуации нравственного выбора?  Ведь дороги, которые мы выбираем, отдаляют или приближают нашу мечту, заставляют страдать или радоваться, позволяют обрести что-то важное или потерять себя. Как говорится в известной песне, « каждый выбирает по себе женщину, коня или дорогу». В новом сборнике рассказов известного российского писателя Владимира Колабухина представлены именно эти ситуации мучительного выбора.

Жизнь так непредсказуема, что из свободного человека ты можешь превратиться в заключенного и стать без вины виноватым. Именно такая ситуация случилась с главным героем рассказа «Бизнесмен Ладнов». У Сергея Васильевича Ладнова, генерального директора торгово-промышленной компании «Надежда» было всё: удачный бизнес, положение в обществе, любящая жена Надежда. И вдруг что-то пошло не так. Случайное увлечение другой женщиной, происки конкурента, арест и колония. И надо как-то найти в себе силы, чтобы встать с колен и выжить, а главное, показать торжествующему врагу, что рано он празднует свою победу.

В рассказе «Фортуна Элла Хейса» снова нам автор рисует ситуацию жесткого выбора между подлостью и благородством, между жаждой денег и бескорыстием, между любовью и предательством. Миллион долларов пообещал ему, опытному охотнику Эллу, умирающий магнат за доставку рогов с головы королевских удавов Боа, снадобье из которых возвращают силу и молодость. Вертолет его закидывает в джунгли, где его спасает местное племя, поклоняющееся удавам Боа. Фортуна ему благоволит, добыча рядом и к тому же влюбленная аборигенка хочет ему помочь. Счастье уже почти так близко, но неверный шаг опрокидывает героя в пропасть. И спасает его от медленной и мучительной смерти в глубокой яме королевский удав Боа. Только чем его отблагодарит алчный до больших денег Элл Хейс? Грустный рассказ о превратностях судьбы не оставит читателей равнодушными.

Может ли человек позабыть свою личную боль и подарить  другим радость, как получилось в жизненной истории «Гришуткин сад». У него был большой цветущий сад, в который он вложил всю душу. Герой был одинок и стар и не знал, кому передать свой сад. Когда-то у него была семья, любящая жена и озорной десятилетний сын Гришутка. Но вылазка в чужой сад за яблоками обернулась трагедией. Мальчика убил сосед за невинное воровство яблок из его сада. Соседа осудили, но сына было не вернуть. Жена его от горя угасла, а поседевший Петрович уехал с молодежью на целину и в память о сыне посадил сад – Гришуткин сад. И теперь на этот огромный ухоженный сад уже алчно смотрит сосед и хочет его заполучить. Да и местные дети частенько залезают в него. Дети есть дети, и всё запретное им вдвойне интереснее. И не понять им человека, который днем и ночью охраняет свое добро. Разве мог знать десятилетний сын Петровича, Гришутка, что за высоким забором его встретит выстрел обреза. И Петрович понял, что нужно сделать в память о сыне. Отдать этот сад школе, детям – подарить им Гришуткин сад.

Быть артистом – это призвание, это состояние души. И что становится с творческим человеком, когда наступает неминуемая старость, а темперамент еще ярок и требует самовыражения? Именно в таком состоянии находился главный герой рассказа «Премьера» Иван Николаевич. С детства он актерской передвижной труппой исколесил Россию, работал в большом приморском театре, а год стал заслуженным артистом и вышел на пенсию. Перед ним маячила пустота и тоска по сцене. И он не выдержал, бросил всё и уехал в маленький городок своей юности, где устроился в местный ДК. Всем актерам местной самодеятельной труппы он успел надоесть еще до премьеры. Он всем давал советы, учил фехтовать и правильно произносить свои реплики. Артисты недоумевали: зачем режиссер дал этому странному старику роль и ввел его в спектакль? И вот упал занавес, и пробил час Ивана Николаевича. Он сильно разволновался, что чуть не забыл слова. Но его профессионализм спас опасную ситуацию, а мощный актерский темперамент потряс зрительный зал. Он играл короля так, что никого не было иллюзий, что они находятся в другом времени и в этом замке, где разворачивается драма. Ему рукоплескали, его скандировали, а он… шел по ночному городу и думал, что жизнь не прожита зря, и теперь он действительно нужен, этим неизбалованным зрителям из маленького волжского городка.

Забывается ли первая любовь в светлом ностальгическом рассказе «Майя»? Когда-то они очень любили друг друга и мечтали жить вместе. Потом он уехал в город на учебу, закрутился там и пропал. А она осталась в селе и долго его ждала, стала передовой дояркой и приехала в город получать орден. И надо ей было купить красивое голубое платье и прийти коротать время перед отъездом в этот…. ресторан. Она позвала официанта, а подошел он – когда-то любимый Павлуша, как поздний привет из прошедшей юности. Смогут ли пути снова пересечься, если его засосала городская трясина, а она не мыслит своей жизни без родного села? Но старая любовь не умирает и расставит всё по своим местам.

Венеция эпохи Возрождения – прекрасный и опасный город, полный интриг, тайн и нераскрытых преступлений. Старейший член совета сорока – Верховного судебного трибунала республики — Энрико Феррари был уважаем и успешен, но его душу волновало одно обстоятельство. Некий хитрый аптекарь Джованни Росси отравил доверчивого человека и ушел от расплаты. В тот день, год назад, Джованни распил со своим молодым помощником Рикардо кувшин красного вина, и через несколько минут последний умер в страшных муках. Было проведено расследование, вино в обоих стаканах оказалось отравленным. Но как доказать преступление? И почему же бедный Рикардо умер, а коварный аптекарь был оправдан, да еще и женился на молодой жене погибшего?  С того самого дня 1503 года, уже многое изменилось, но Энрико Феррари не случайно вернулся в эту старую таверну у Большого канала, и он полон решимости раскрыть преступление. Расплата должна наступить непременно.

Этот сборник ярких, разноплановых и психологически тонких рассказов Владимира Колабухина в сборнике «Гришуткин сад»  не оставит никого равнодушным и придется по вкусу читателям разных возрастов и предпочтений.