Информационная политика России

Share on FacebookShare on VK

12 сентября 2012 года в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова города Ярославля состоялось очередное заседание регионального Государственно-патриотического клуба по актуальной теме «Информационная политика России». В работе круглого стола приняли участие представители средств массовой информации, преподаватели и студенты ярославских вузов, руководители общественно-информационных центров мэрии города Ярославля. Участники круглого стола обсудили информационную политику современной России, роли образования, культуры в формировании информационного пространства и положение печатных СМИ в Ярославской области.

beketovВедущая встречи – сопредседатель клуба, директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля, член Общественной палаты Ярославской области, Светлана Юрьевна Ахметдинова напомнила участникам встречи, что государственная информационная политика – это комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации, на реализацию национальных интересов России в информационной сфере. С. Ю. Ахметдинова подчеркнула: «Важной целью Концепции информационной политики России является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных, личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Библиотеки ЦБС города Ярославля одними из первых активно включились в работу по информатизации. Все ярославские областные и городские библиотеки имеют выход в интернет, создают электронные ресурсы. Центральная библиотека Лермонтова с 1993 года ведет электронный каталог, в 1998 году реализовала проект «Ярославская виртуальная библиотека» по созданию собственного сайта, с 2003 года включилась в международный проект по аналитической росписи статей (МАРС) с возможностью доставки электронных документов этой обширной и уникальной базы данных ведущих библиотек России, Беларуси, Казахстана, Украины. В настоящее время ЦБС Ярославля включилась в государственный проект по созданию единой информационной базы библиотек России, эту работу доверено возглавить нашему давнему куратору-партнеру ГПНТБ России. В Ярославской области действует также программа по информатизации библиотек, благодаря которой, например, для нашей системы приобретена новая версия программы и необходимое оборудование для размещения электронного каталога на новые книги библиотек ЦБС с 1993 года».

По мнению заместителя директора по внеучебной работе Ярославского филиала МЭСИ, члена общественной палаты города Ярославля Натальи Евстафьевны Бекетовой, информатизация общества должна быть связана с процессом воспитания: «За счет информирования необходимо создавать ценностное поле подрастающего поколения. Качественное образование сегодня невозможно без воспитания. Я сейчас вижу принципиально иное поколение зрелых, молодых людей. Российские студенты учатся по американским и европейским учебникам, которые несут в себе другую ментальность и противоречие духа, поэтому сегодняшней молодежи труднее всего жить и реализовывать себя в обществе. Надо уважать их амбиции. В тоже время я — за нравственную цензуру для подрастающего поколения. Важный элемент обсуждаемой проблемы – информационная культура, которую необходимо воспитывать в молодежной среде. И здесь особенно важна роль библиотек. Для тех, кто делает информационную политику, технология дальнейшего развития заключается в сотрудничестве, этот разговор можно выстраивать в нашей Общественной палате. Думаю, что пора уйти от энергетики выявления проблем к энергетике совместного выращивания вкуса информационной культуры».

Главный редактор ярославской газеты «Городские новости» Петр Андреевич Стряхилев однозначно констатировал: «Государственной информационной политики сегодня нет. Есть технические особенности, позволяющие вычислять рейтинги той или иной программы. О независимости прессы нечего и говорить. Газеты могут быть независимы, только закрыв свои издания. Без поддержки государства газеты могут рассчитывать в лучшем случае на помощь частных лиц. Газетное дело уже давно не является бизнесом. Сейчас очень сложное положение в нашей областной газете «Северный край». Думаю, что без поддержки Правительства Ярославской области газете не выжить. «Северный» власть должна поддержать — никто не хочет быть тем руководителем области, при котором старейшая газета закроется».

Главный редактор Ярославской областной газеты «Северный край» Андрей Вениаминович Григорьев по поводу сложившейся ситуации сказал следующее: «Я абсолютно согласен с утверждением, что у нас нет политики в области информации. Был короткий период, когда журналистика чувствовала себя свободно. 1994 — 1997 годы – время реально независимого СМИ. Газеты в то время получали деньги от рекламодателей и подписчиков, а зарождающийся малый и средний бизнес хотел о себе заявить, и ему нужна была для этого площадка — газета. С ростом рекламного рынка и конкуренции общеполитические издания попали в сложную ситуацию, так как они являлись самыми дорогими по производству. Ситуацию обострили так называемые бесплатные и социальные издания. Сейчас показатель тиража газеты вводит читателей в заблуждение. Больший тираж не означает продаваемость издания. Без государственной поддержки ежедневные общеполитические газеты закрываются или попадают в частные руки. Выход из ситуации можно найти из опыта Германии: для издания газет средства выделяются государством на равных условиях, если это газеты не экстремистского толка, и не только для партийных изданий, как происходит в нашей стране. Бесплатные газеты там запрещены, так как они должны быть подписными. Что же касается перспектив газет на бумажных носителях, то останутся единичные издания для удовлетворения эстетической потребности отдельной части читателей (как выпуск виниловых пластинок для меломанов). Газеты уйдут в электронное поле, на сайты. Интернет дает возможность посмотреть, как воспринимается та или иная информация читателями, востребованность той или иной статьи. Но в интернете культура потребления находится на нижайшем уровне, и пользователь идет именно туда, куда его заманивают. Здесь требуются большие общие усилия по воспитанию информационной культуры».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *