Главная » Рецензии » Графская дорога

Графская дорога

Графская дорога


Графская дорога / [авт. текст В.В. Миронов] — М., 2018. — 288 с.

Графская (Юхотская) дорога проработала всего год, с 1896 по 1897 г., затем была продана обществу Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова и разобрана новым владельцем. Но она стала частью истории, прежде всего истории нашего края и обросла легендами как чудо инженерной мысли. В книге «Графская дорога» авторы книги делятся с читателями результатами многолетних исследований, начатых ещё в 2003 году. Вместе с ними читатели смогут побродить по заросшим насыпям, обследовать остатки моста и отыскать в лесах конечную станцию. Неожиданным образом история линии, просуществовавшей всего несколько лет, обрастёт удивительными подробностями, а в её судьбе примут участие С. Ю. Витте, С. И. Мамонтов и другие известные лица. «А была ли эта уникальная узкоколейная дорога, построенная по американскому проекту», — спросите вы? Узкоколейная железная дорога (в случае, если информация о её существовании является достоверной) действовала непродолжительное время в конце XIX века — начале XX века.

В городе Мышкине действительно сохранилось деревянное здание, которое считается бывшим вокзалом «Графской дороги». Здание было перевезено в город  Мышкин из другого населённого пункта (предположительно из Угольников).

В книге приведены многочисленные подлинные документы, обнаруженные в архивах. События, происходившие в Угличском уезде Ярославской губернии с 1895 по 1904 год, описываются самими участниками. Драматичная история сооружения, эксплуатации и продажи узкоколейной железной дороги графа Сергея Дмитриевича Шереметева в Угличском уезде Ярославской губернии. Хотя факт существования данной узкоколейной железной дороги достоверно не подтверждён. По мнению составителей книги, в газете «Ярославские губернские ведомости» в 1893 году была упомянута проектируемая дорога с деревянными брусьями вместо рельсов («американского типа»), которая должна была работать на паровой тяге, скорость движения от 6 до 8 вёрст в час.

В других, значительно более поздних материалах прессы (названия и даты не выяснены) имеются упоминания того, что по направлению деревня Угольники (окрестности города Мышкина) — деревня Баскачи была построена традиционная узкоколейная железная дорога, принадлежавшая графу Шереметьеву и обеспечивавшая вывоз леса и принадлежавшей ему Юхотской лесной дачи. А в одной из газетных публикаций рассказывается о поиске краеведами из г. Мышкина моста узкоколейной железной дороги через реку Улейма. В публикации упомянуты такие географические точки, как Покровское, Вощажниково и Ростов. Судя по ним, мост мог относиться к другой узкоколейной железной дороге. Нельзя исключать и того, что узкоколейная железная дорога была значительно более протяжённой и соединяла город Мышкин с железнодорожной магистралью широкой колеи, пролегая по направлению Угольники — Баскачи — Вощажниково – Ростов, а это протяжённость около 80 километров.

Усилиями краеведов Мышкинского музея и проведенной ими сложнейшей экспедиции удалось найти интересные артефакты, подтверждающие реальность этой дороги. Но время неумолимо, также как человеческая халатность и забвение. Пока вдоль бывшей дороги текла жизнь, ее полотном пользовались. Где это было удобно, ходили, ездили, заготавливали лес. Многолетняя хозяйственная деятельность, включая строительство нефтепровода, хоть и повредила земельное полотно узкоколейки, но не затронула его наиболее важных участков. Неприятности начались уже в наше, новое время. Из-за несанкционированной вырубки леса и строительства усадеб современных «графов», дорога стремительно теряет свой первозданный вид и может кануть в Лету, как тысячи забытых усадеб, деревень и сел, которые когда-то были красой и гордостью России.