Дети и гаджеты: польза или вред?

В наше время гаджеты  присутствуют в жизни ребенка наравне с общением со сверстниками, бассейном и коньками, прогулками в парке, семейными фильмами. Но реальная жизнь должна быть в разы ярче, интереснее и привлекательнее, чем виртуальный мир. И задача родителей создать баланс, чтобы гаджеты были нашими союзниками.

Один российский психолог провела такой эксперимент. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента хотела показать, что современные дети не в состоянии себя сами занять и совершенно не знают свой внутренний мир.  И на следующий день дети должны были рассказать о том, как прошло это время без гаджетов, интернета.

И вот результаты: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Во время эксперимента подростки  читали, готовили, смотрели в окно , делали уроки (хотя были каникулы), рисовали, убирались и так далее.

Когда эксперимент закончился 14 подростков зашли в социальные сети, 20 стали звонить друзьям, только пятеро ушли во двор к друзьям. Остальные смотрели телевизор или  играли в компьютерные игры.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д.

Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

По словам детского психолога Оксаны Куликовой, иногда дети уже в 7-8 лет имеют стойкую зависимость от гаджетов. При этом маленькие геймеры становятся менее усидчивыми в школе, плохо контролируют эмоции, а если родители пытаются лишить их любимой игрушки, впадают в настоящую депрессию.

Поэтому каждому родителю, прежде чем дать в руки ребенка телефон или планшет, нужно задать себе вопрос: «на пользу ли? И «А что будет в перспективе?»

Ведь уже давно доказано, что гаджеты снижают познавательное развитие, эмоциональный интеллект тоже страдает. И прежде всего задача детства — это Игра! Именно в игре реальной ребенок развивается!

Если же вы разрешаете ребенку пользоваться тем же планшетом, то вы должны и научить его без истерик и капризов заканчивать игру или просмотр мультфильма. Самостоятельно этому ребенок научится еще нескоро.

Поэтому очень важно:

Введение строгих ограничений по времени на  время игры. Пусть ребенок протестует, либо как то еще проявляет свое недовольство, но один мультфильм или одна игра в день, значит только так и никак иначе. Со временем ребенок примет такие правила и будет их соблюдать.

Заранее ребенку сообщать, что пора заканчивать просмотр мультфильма или пора выходить из игры. Можно завести будильник вместе с ребенком, либо самому напоминать, что время заканчивается.

Обязательно в реальном мире ребенку должно быть интересно. Он должен знать, что после того как закончится мультфильм его ждут не менее интересные занятия.

Но! Есть одно важное правило. Нельзя заканчивать игру на самом интересном месте. Детям важно  все доводить до конца.

Есть характерные признаки появления электронной зависимости:
1. Если вы пытаетесь отвлечь ребенка от игры, а в ответ  вам бурный протест со стороны ребенка или резкое изменение настроения (может быть истерика или дети могут  стать чрезмерно агрессивными). Это происходит, потому что эмоциональная реакция на произошедшее очень сильна.

2. Реальная жизнь перестает быть для ребенка интересной, привлекательной, пропадает интерес к тем занятиям, которые увлекали раньше.

И отношения со взрослыми тоже становятся не так важны, на первом месте — игра.

Поэтому родителям  очень важно :

Учить ребенка прежде всего своим примером, что в мире существует огромное количество интересных занятий и гаджеты – это только маленькая их толика. Вместе больше гулять, разговаривать, кататься на велосипедах, читать, посещать художественные музеи, путешествовать…

Обязательно проговаривать с ребенком для чего нужны гаджеты и как ими пользоваться.

И о последствиях чрезмерного пользования тем или иным устройством.

Необходимо интересоваться ребенком (а не тем, почему он получил два, почему не убрал комнату, почему вас никогда не слушает), стремиться понять, что он чувствует, чем живет, быть с ним, играть, дурачиться, фантазировать, а не поучать, требовать, удовлетворять собственные потребности, а не его. Говорить о том, что интересно именно ему, что его волнует.
Таким образом стать ближе своему ребенку и в тяжелые для него периоды мы сможем оказаться ближе и помочь справиться со сложившейся ситуацией.

И большая задача для родителей — создать такую атмосферу в семье (без критики, унижений, обвинений, и много другого), чтобы ребенку не хотелось уходить в виртуальный мир.

Развивать любознательность ребенка, данную ему от природы.

А вы знаете, что  гуру цифровой индустрии Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться планшетами и смартфонами и требовал, чтобы они больше читали традиционные бумажные книги?

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, пр-т Толбухина, д. 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *