Главная » Центральная библиотека » Современные тенденции в приобщении к чтению детей и подростков

Современные тенденции в приобщении к чтению детей и подростков

8 ноября в 11.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошла традиционная Библиосреда. В этот раз темой встречи стало приобщение к чтению детей и молодежи – а точнее, «Современные тенденции в приобщении к чтению детей и подростков». Модератором Библисреды выступила заведующая отделом развития и информационных технологий Центральной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова Антонина Александровна Герасимова.

Перед сотрудниками Централизованной библиотечной системы города Ярославля (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) с сообщениями выступили коллеги из других библиотечных структур – из областной юношеской библиотеки имени А.А. Суркова и областной детской библиотеки имени И.А. Крылова.

Ведущий психолог ОЮБ Александра Валентиновна Коломкина поделилась своими исследованиями феномена чтения. Сотрудники ЦБС узнали, какие мотивы бывают для чтения, что такое внутренняя и внешняя мотивации к чтению, в каких случаях они пересекаются и бывает ли вообще чистая, раздельная мотивация.

Психолог рассказала, что человек, оказывается, обладает триединой системой мозга, которая включает ретикулярный (рептильный) мозг, эмоциональный (лимбический) мозг и визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс). Каждой подвластны свои функции и задачи. Кстати, кору мозга формируют образование и воспитание!

Александра Валентиновна также представила результаты еще одного исследования – о том, на чье мнение опирается молодежь при выборе книг для чтения.

— К сожалению, у нас, библиотекарей, результаты весьма скромные. Однако, когда такое же исследование провели несколькими годами позже, оказалось, что мы все-таки отвоевываем позиции.

Вместе с психологом библиотекари поговорили о том, как на детей влияют электронные гаджеты – А. В. Коломкина считает, что давать в руки ребенку планшет или смартфон не следует как можно дольше; обсудили такое понятие, как «универсальные книги», выяснили, что просчитать точно, на кого что повлияет из приемов приобщения к чтению очень трудно, а потому пробовать и использовать нужно как можно больший арсенал.

— А полюбить чтение, как показывает практика и многочисленные случаи из жизни, можно в любом возрасте, — завершила свою консультацию А.В. Коломкина.

Александра Валентиновна говорила больше о теории, а вот гостья из ОДБ имени И.А. Крылова, Екатерина Вячеславовна Гайнуллина, заведующая отделом электронного обслуживания, сделала упор на практику – и познакомила коллег из ЦБС с методикой проведения мероприятий по книжным иллюстрациям.

Но сначала модератор попросила Екатерину Вячеславовну сказать несколько слов о возглавляемом ею отделе. В нем занимаются инструктажом по безопасности в сети, рассказывают, что такое безопасный интернет и какие там могут быть «подводные камни», уделяют внимание медиаграмотности, а также – продвижению библиотеки и ее сайта в соцсетях.

— Также мы разрабатываем инновационные мультимедийные мероприятия и направления работы, и сегодня я расскажу об одном из них.

Екатерина Вячеславовна представила презентацию, посвященную работе библиотеки с книжной иллюстрацией.

— Дети – визуалы, они любят рассматривать картинки. Особенно это свойственно нынешним детям. И наша задача – использовать этот интерес, чтобы пробудить у ребенка любопытство к первоисточнику – книге. Мы можем задавать вопросы, что-то рассказывать, пока дети изучают рисунки, просить их поделиться своими мыслями об увиденном. Вы знаете, иногда настолько интересные и оригинальные ответы можно услышать!..

Е. Гайнуллина считает, что современные дети очень наблюдательны, умеют и анализировать, и сопоставлять, и обобщать, и делать выводы.

— Когда мы с детьми изучаем иллюстрации к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица», мы просим их сказать, какой перед ними персонаж – фольклорный или мистический, – и почему они так думают. И если на картинке Метелица в белых одеждах, с потусторонним выражением лица, поверьте, ее никто не называет фольклорной. Спрашиваешь: почему мистический? На покойника, — говорят, — похожа. И ведь не поспоришь!

Так же тонко чувствуют дети и цвет, и образ – это Екатерина Вячеславовна показала на серии иллюстраций разных лет к сказке А. Толстого «Буратино, или Золотой Ключик».

Очень хорошо, по словам Е. Гайнуллиной, идут беседы по картинкам, особенно старым, середины прошлого века – например, к рассказам Носова и Драгунского. Многие предметы детям знакомы, а что-то из нарисованного уже давно ушло из нашего быта.

— Так и история им становится ближе, и какими были их мамы, папы, бабушки и дедушки в детстве, ребятам легче представить.

Благодаря рисункам в книгах дети учатся фантазировать, рассказывая, что же они видят на картинке. Сейчас даже появились книги, в которых текста нет – только иллюстрация. Их называют «виммельбух». Но все-таки классическая и не очень, цветная и черно-белая, иллюстрация никуда не уходит, даже более того!

— Ведь рисунок в книжке – это первое приобщение ребенка к прекрасному, к миру искусства, и работать с этим направлением можно не только с маленькими, но и со старшими школьниками. Практика показывает, что интерес к теме проявляют даже взрослые!

Возможно, такого рода неформальный подход сможет пригодиться в работе как раз с неформалами – представителями различных субкультур, особенно – молодежных. О том, как продвигать чтение в этой среде пишут многие профессиональные издания, обзор которых сделала главный библиотекарь ОРиИТ Наталья Ивановна Фондо. Она также коротко рассказала, какие бывают молодежные течения, кто такие готы, эмо, панки и другие представители субкультур.

— Интересное явление – фанфикшн, или фанфики. Это. По сути, новый жанр в литературе, когда берется мир того или иного писателя, его герои – а события дописываются или полностью переделываются, зачастую потому, что автора не устраивает традиционная версия, или версия «канона», или он думает, что писатель что-то не дорассказал. Например, фандомы есть по «Гарри Поттеру», по «Сумеркам», по «Шерлоку Холмсу», по различным фильмам, сериалам, комиксам. И даже – по классике!

Наталья Ивановна представила несколько публикаций, в которых люди делятся опытом по привлечению молодежи к участию в мероприятиях библиотеки, рассказывают о своих проектах и идеях.

А затем всем участникам Библиосреды Антонина Александровна Герасимова предложила и самим попробовать сделать нечто подобное. Практическая часть называлась «Проектирование библиотечной деятельности по продвижению чтения в молодежной среде» и предлагала к разработке несколько направлений.

Кому-то предстояло придумать проект, в котором библиотека выступала бы инкубатором или фабрикой идей и проектов, кто-то разрабатывал идею библиотеки как центра работы с национальными сообществами региона, а кому-то досталось подумать над тем, какое дополнительное образование молодежи могли бы предложить в библиотеках.

Была предложена схема проектов, в которой были такие пункты, как обоснование, цель, задачи, действия, рабочий план, ресурсы, бюджет, результаты, эффект, индикаторы и устойчивость проекта. Следовало по возможности – времени на подготовку отпустили совсем немного – отразить все эти составляющие.

В ходе презентации и обсуждения проектов выяснилось, что за короткое время были созданы если не полноценные проекты, то очень качественные к ним заготовки, хорошие наброски. Кто-то даже название успел придумать!

Подводя итоги Библиосреды, Антонина Александровна отметила несомненную пользу и первой, подготовительной части, и второй, практической. Многие моменты, прозвучавшие в выступлениях гостей из других библиотек, были осмыслены, творчески переработаны – и включены в проекты.

— Получился настоящий обмен опытом — и значит, мы сегодня поработали с пользой. Надеюсь, что ваши пробные проекты смогут вырасти до настоящих разработок, полноценных программ! Удачи, коллеги! – завершила встречу А. Герасимова.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, пр-т Толбухина, д. 11

Директор – Светлана Юрьевна Ахметдинова
yaros-svet@yandex.ru
Телефон для справок +7 (4852) 21–07–34