Главная » Библиотека-филиал №13 » Час-откровение «Последний писатель большой эпохи»

Час-откровение «Последний писатель большой эпохи»

2.2 августа в 12.00 в ИНТЕРНЕТ-ЧАЙНОЙ «ВЕЧНОЕ СОЛНЦЕ» библиотеки № 13 имени Ф.М. Достоевского состоялся час-откровение  «Последний писатель большой эпохи: памяти Фазиля Абдуловича Искандера». В воскресенье, 31июля, писатель ушёл из жизни в возрасте 87 лет.

Лейтмотивом встречи стали строки Марии Сергеевны Петровых:

 «…Вообрази – тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах…
Иль это мало –
В живых сердцах оставить свет?»

С 2000 года Фазиль Абдулович  для сотрудников библиотеки  являлся  неким духовным направляющим в работе по программе «Мы – имени Достоевского». Чтение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в юности произвело на Фазиля Искандера протрясающее впечатление.

«Человек, прочитавший это произведение гораздо менее способен убить другого человека, чем не читавший этот роман. И дело не в том, что Достоевский говорит о справедливости наказуемости преступления. Главное заключается в том, что Достоевский разворачивает грандиозную психическую сложность человека. Чем отчетливее мы понимаем психическую сложность живого существа, тем труднее его уничтожить. Нормальный человек может срубить дерево, некоторым образом чувствуя жалость к нему, может зарезать животное, чтобы воспользоваться его мясом, но перед убийством человека для нормального человека встает невидимая, но хорошо ощущаемая стена – это сама психическая сложность человека. Человек слишком сложен, чтобы убивать себе подобного. Убивая человека, ты слишком многое убиваешь заодно с ним, и прежде свою душу. Убийство человека – это в миниатюре уничтожение жизни на земле».

4. 1.

В 1973 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник рассказов и повестей Фазиля Искандера «Время счастливых находок».  С трепетом библиотекари и читатели перелистывали страницы книги. Участникам разговора было предложено выбрать для прочтения вслух одно из произведений. Юная Лиза Крикун вызвалась первой, остановившись на первом рассказе «Петух».

6. 5.

 Большой резонанс среди населения России получила публикация Фазиля Искандера «Государство и совесть»// Чистые руки» – 1999. — № 1. Елена Анатольевна Калинина поделилась тем, что каждое библиотечное мероприятие по повышению уровня правовой культуры избирателей сопровождалось цитированием размышлений Фазиля Абдуловича Искандера:

«Главная ошибка нашего нового, демократического государства состоит в том, что власти, сами того не заметив, повторяют ошибку марксизма: экономика – базис, а все остальное – надстройка. Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика одна из важнейших надстроек. Экономика без базиса  — совести – это зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас.

8.  7.

Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда ее теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу.
 Интересный в этом отношении диалог был у священника Войно-Ясенецкого со Сталиным.
— Что это вы говорите – душа, душа. Ее нет. Ее никто не видел, — сказал ему Сталин.
— Совесть тоже никто не видел, — отпарировал знаменитый священник – хирург, — но ведь вы не станете отрицать, что она есть.
 И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что и совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести.
Как это?! – воскликнут скептики. Строить государство совести в стране, где одних трясет золотая лихорадка, других трясет лихорадка недоедания, где каждый второй  — вор?! Утопия! Но именно потому, что мы дошли до самого дна и окончательно убедились, что нет,  и не может другой опоры, чтобы подняться, — совесть нас подымет. Такие чудеса в России уже бывали. За 70 лет с 1820-го (начало зрелости Пушкина) до 1890 года (зрелость Чехова) наши предки создали поистине великую литературу, на создание которой европейские народы потратили не мене 500 лет. И наша литература всем миром принята как самая совестливая. «Война и мир» Толстого и «Братья Карамазовы» Достоевского.
Сегодня Россия оказалась в центре кризиса мировой совести. Мы первые начнем, и за нами последуют «благополучные» государства.
Чтобы выжить в двадцать первом веке, человечество должно сменить классическую политику хитрости на политику совестливости, то есть политику отсутствия политики. Все государства должны усвоить черту истинного гения – простодушие.
Но с чего все это надо начинать? С правительства! Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности, нужно, чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? Надо быть такими! Сто абсолютно  чистых, толковых людей и есть правительство. Но где их взять? Они есть кругом и в самом правительстве. Достаточно найти 10 таких людей, и эти 10 приведут остальных.
Надо немедленно привлекать в правительство высокоталантливых представителей гуманитарной интеллигенции. Они утончат психический слух правительства. Такие люди у нас есть. Сильный ум – плод страдания человека, не потерявшего надежду».

3.

Час-откровение «Последний писатель большой эпохи»: 3 комментария

  1. Светлана Юрьевна

    Спасибо, коллеги, за Час-откровение с Фазилем Искандером. Писатель немного и наш коллега — библиотекарь: учился в МГИК на библиотечном отделении (тогда Библиотечный институт). В это же время, но на другом курсе училась Ольга Тимофеевна Лукина, наш ветеран, участник Великой Отечественной войны. У неё сохранилась общая фото с Ф. Искандером. После 3-го курса он перевелся в Литературный институт им. М. Горького.

  2. Елена

    Спасибо, уважаемая Светлана Юрьевна! Любимый наш МГИК — кузница кадров, прибежище и пристанище. Радостно осознавать, что в стенах старейшего вуза учился Фазиль Абдулович Искандер! Самая светлая память…

  3. ЦГБ им. А.С.Пушкина г. Клинцы

    Спасибо, коллеги. Вчера наши брянские коллеги поделились на ТВ информацией, что Фазиль Искандер работал целый год в Брянске. А в БОНУБ им. Ф.И.Тютчева хранятся газеты «Брянский комсомолец» с его статьями. Смотрите:
    Неизвестный Искандер
    на нашей странице в фейсбуке.

Обсуждение закрыто.