«Ярославль многоликий»: выставка в Центральной библиотеке

Share on FacebookShare on VK

DSC_0921В Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) работает выставка фоторабот Сергея Борисовича Ракобольского «Ярославль многоликий». Эту коллекцию снимков, изображающих наш город в разные периоды его истории, фотограф преподнёс в дар библиотеке.

DSC_0990

Название у выставки говорящее: перед нами действительно предстает многоликий город. Город, на который у автора есть свой собственный, необычный взгляд.

DSC_0914

Если Ракобольский снимает знаковые, «открыточные» места — площадь Волкова, Успенский собор, Волжскую беседку, он старается делать это с такого ракурса, чтобы известный вид предстал перед зрителем по-новому, показал необычные грани. Тот же вид на Волковский театр — на фото ракурс такой, словно на здание смотрит сам создатель обители Мельпомены Федор Волков, чья скульптура установлена в сквере рядом с площадью.

DSC_0980

А вид на Успенский собор? Храм притягивает взгляд, но не подавляет, он гармонично вписан в окружающий пейзаж, включен в привычную жизнь города. Этот эффект достигается с помощью композиции снимка, на котором величественное сооружение несколько отстранено, уведено с переднего плана. А отражение собора в воде придает кадру воздушность и легкость.

DSC_0922 Многие места города Ракобольский снимал неоднократно. Вот те же беседки — на выставке несколько фотографий с их изображениями — ка на набережной Волги, так и на набережной Которосли.

DSC_1001

Привлекает внимание, например, вид на Красную площадь с высоты — так необычно видеть это место свободным от транспорта, без привычных клумб в центре и идущими прямо через площадь пешеходами! В наши дни такое уже невозможно…

DSC_0996 DSC_0918

Многие из нас уже не застали «американский мост» через Которосль. А вот на снимке Сергея Борисовича можно увидеть это  инженерное сооружение, напоминающее огромный  ажурный брус, полый внутри. На его месте сейчас — автомобильная развязка, которую фотограф тоже запечатлел для истории. Кстати, отдельные снимки одного вида в прошлом и настоящем выполнены практически с одного ракурса, что облегчает сравнение.

DSC_0943

Некоторые фотографии без слов объясняют, почему, рассуждая о творчестве С. Ракобольского, мы говорим «фотоХУДОЖНИК»: эти работы похожи не на снимки, а на картины, и, вглядываясь в них, ты невольно высматриваешь мазки кисти, невольно задумываешься о мастерстве смешения красок. Вот вид на храм Николы Рубленого: есть тут что-то от «Февральской лазури» Грабаря, «Марта» Левитана и пейзажей Саврасова, правда?

DSC_0978

А снимок ночного Ярославля с реки Волги? Да, он черно-белый, но настолько полный жизни, что сразу вспоминаешь  «Украинскую ночь» и «Лунную ночь на Днепре» Куинджи, где, к слову, тоже краски приглушены лунным светом.

DSC_0945

На выставке большинство картин – это виды города, природа. Но обратите внимание: практически везде есть люди. Пусть фигурки еле видны, пусть люди — всего лишь фон или их присутствие просто подразумевается (как на фотографии реки с идущим по ней теплоходом ), но без   человека не было бы этих домов и скверов, этих мостов и храмов, этих кораблей и машин. Человек — создатель большинства сюжетов работ Сергея Борисовича. И человек — герой немалого числа  фотографий Ракобольского, запечатлевших праздники и будни ярославцев.

DSC_1000 DSC_0992

Вот последний звонок и День Победы, а вот — выступление артистов у памятника Некрасову. Вот площадь у Московского вокзала, залитая водой после ливня, а вот — спортивный праздник на стадионе «Шинник».
DSC_0923Между прочим, фотограф в некоторых случаях специально делал снимки черно-белыми, хотя можно было работать и в цвете. Это придало работам особое настроение, особую историчность (кстати, в музеях вы почти не найдете цветных снимков).

DSC_0999

Кстати, о технике. В коллекции фотографа 40 пленочных фотоаппаратов – это «Смена», купленная в далеком 1968 году, чтобы снимать новорожденного сына. В этот год 30-летиний Сергей Ракобольский и сам заново родился — уже как фотограф.  Затем были «Киев», «Никон», а последний – «Москва-4». Эта коллекция до сих пор хранится дома у Сергея Борисовича.

DSC_0924

В 1971 году в ДК «Нефтяник» открылась первая выставка фоторабот Сергея Ракобольского. С тех пор Сергей Борисович регулярно участвовал в фотовыставках – в «Доме народного творчества», в Отделе социального обеспечения Красноперекопского района, в Зоопарке, на заводе Полимермаш, где Сергей Борисович около 30 лет отработал разметчиком деталей для станков шинной промышленности. За свое творчество он получил немало наград, в том числе — 6 дипломов первой степени.

Приходите в Центральную библиотеку имен  М.Ю. Лермонтова на фотовыставку Сергея Ракобольского! Это — прекрасный повод окунуться в недавнюю историю Ярославля, вспомнить, каким город был совсем недавно. Мысленно пройти по его улицам и площадям, сравнивая и запоминая. Ведь год от года Ярославль меняется и, возможно, совсем скоро запечатленные С. Ракобольским места будет просто не узнать. А посмотришь на фото — и вспомнишь, как всё это было.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.

Ждем вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
(директор Светлана Юрьевна Ахметдинова)
по адресу: Ярославль, проспект Толбухина, 11.

8(4852) 210734; 213605.
Вход свободный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *